Псковские монастыри. Никандрова пустынь, гостиницы и храмы

Псков, Никандрова пустынь Никандрова пустынь. Место силы, целебные источники.Псковские монастыри. Никандрова пустынь.


1 || 2 || 3

Вид монастыря. Благовещенская Никандрова пустынь была одним из самых богатых монастырей на псковщинеАдрес: 182648 Псковская область. Порховский район. Дубровская волость. п/о Загоска. д. Любовец. Никандрова пустынь. Тел. (81134) 62-345
Посещение этого Cвятого места заполнит Вас чистотой, светом, умиротворением. В прошлые века в России монастыри, скиты, места захоронения старцев, стариц, пустынножителей, источники воды, озера, камни, курганы почитались как святые. В святых местах можно было исцелиться, замолить грехи, попросить у святого благополучного разрешения важных дел, снять с души "камень", изложить о своих неприятностях. Экскурсии по Пскову, псковские монастыри
Благовещенская Никандрова пустынь, расположена в Псковской области в 37 км от г. Порхова, на р. Демьянке, в 70 километрах к северо-востоку от Пскова. Фотографии Никандровой пустыни. Ближайшее село - Любовец. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем. Свято-Благовещенская Никандрова пустынь основана в 1589 г. 28 мая 2007 года, в обители отмечался великий праздник - 500 лет со дня рождения святого преподобного Никандра Псковского.

В дороге можно увидеть храм Св. Троицы, в д. Б. Загорье, и часовню Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев – в д. Любовец. Никандрова пустынь. Псковские монастыри, гостиницы, музеи города Пскова

Главный источник сведений о святом Никандре - его жития, т.е. биографии, написанные после его канонизации. Известно их несколько, отличаются они лишь в деталях.

Родился Никандр в 1507 г. в живописной деревеньке Виделебье на реке Черехе, на полпути между Подсевами и Карамышевом (Пск. Р-н, Псковская. Обл.) от благочестивых родителей, простых крестьян Филиппа и Анастасии, при крещении был назван Никоном. Святой Никандр всю свою богоугодную жизнь провел на Псковской земле, давшей России так много святых имен. Отец его умер рано, старший брат Арсений ушёл в монахи и Никон жил вдвоем с матерью. Житие Никандра отмечает очень важный факт, который предопределил всю жизнь будущего святого. Когда ребенка крестили в церкви, в купель сошла благодать Святого Духа, сделавшая мальчика с ранних лет отличным от сверстников. Никон сторонился шумных игр с деревенскими ребятишками, любил уединение и с большой охотой посещал церковь. Мальчику хотелось познать Священное Писание, открыть для себя все тайны жизни во Христе и не уподобиться тем людям, которые живут бездумно, в ежедневных грехах, не заботясь о том, что ждет их в будущем. Молитвы помогали юному Никону избегнуть многих соблазнов суетной жизни, быть свободным от людских пороков и сохранить чистую душу, наполненную светом любви к Богу. Никон радовался, что его брат стал иноком, и такой же видел свою судьбу.Никандрова пустынь. Псковские монастыри, гостиницы, музеи города ПсковаКогда ему минуло 17, он уговорил мать оставить бедное крестьянское хозяйство, раздать свое имущество нищим и церкви и поступить в монастырь, чтобы обрести сокровище духовное, вечное вместо земного - краткого и тленного. Анастасия, послушавшись сына и уйдя в женскую обитель, прожила среди сестер во Христе несколько лет, там и скончалась. Похоронена рядом с супругом Филиппом.

Никон, лишившийся отца, дома, имущества, расставшись с матерью, ушедшей в монастырь, не имел теперь никаких уз. Первыми шагами его самостоятельной жизни стало паломничество по Святым местам Пскова. Никон знал, что на Псковской Земле много монашеских обителей и храмов. Особенно его интересовали два монастыря: Елизаровский, основанный в 15-м веке его односельчанином Елизаром (в монашестве Ефросином), и Крыпецкий, основанный духовным чадом Ефросина Саввой на рубеже 15-16 веков. Посетив святые обители, помолившись, поклонившись мощам чудотворцев и побеседовав с иноками, Никон принимает твердое решение последовать их примеру. Его влекла к себе иноческая жизнь, пример Евфросина Спасо-Елеазаровского (28.05.) и Саввы Крыпецкого (память 10.09.), но он был неграмотен и потому недостаточно хорошо знал Священное Писание. Никон желал найти учителя и поэтому он возвращается в Псков. Поклонившись святыням, Никон поступил на службу к псковскому купцу Филиппу, и живя у него обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил трудолюбивого и скромного, смиренного и богобоязненного юношу, который за постель и еду выполнял все домашние работы, проявил себя с лучшей стороны и добился расположения хозяина. Филипп нашел ему опытного учителя, который оказался не только образованным, но и добрым человеком. Под его руководством прилежный и способный ученик очень скоро и глубоко усвоил Христово Евангелие. Чтение священной книги христиан еще более укрепило дух Никона. Он принимает бесповоротное решение поселиться в глухом лесу и там, в уединении, молиться Богу - не только за себя, но и за других.

Теперь нужно было найти такое место, чтобы там обосноваться. Никон слышал от людей о диком лесе, находившемся где-то между Псковом и Порховом. Говорили, что там много мхов и болот, речек и озер, а селения удалены одно от другого на большие расстояния. В Житии Никандра сказано: "Давно слышал он об одном пустынном месте, удаленном от сел и деревень, между Псковом и Порховом, среди диких дремучих лесов и непроходимых болот, заросших мхом". Один благочестивый горожанин, Фёдор Ситник, указал Никону в глухом лесу у реки Демянка уединённую пустынь. Он хорошо знал этот лес и охотно согласился стать проводником. Добравшись до огромного таинственного леса, Никон построил хижину, которая и стала ему впоследствии жилищем на долгие годы.

* Народное предание рассказывает:

Однажды летом Никандр (легенда называет его монашеским именем) задержался у своих знакомых в деревне Локоть до позднего вечера и решил остаться там на ночлег. На лугу у реки Черехи паслись лошади. Утром многие крестьяне не досчитались своих лошадей. Мужики бросились на поиски, но они ни к чему не привели. Подозрение пало на чужого парня, ночевавшего в деревне, который если и не сам угнал, так мог, по мнению мужиков, навести воров. Мужики устроили над Никандром самосуд. Сначала они пытались добиться от него признания миром, а потом стали его избивать. Никандр закрывая лицо руками и, содрогаясь, плача твердил, что он не крал лошадей!

Ничего не добившись, избив его, мужики отпустили Никандра. Горькая обида, несправедливое обвинение и незаслуженное наказание заставили Никандра покинуть родные места. Он ушел в чем был. По узкой болотистой тропке, сквозь дебри, окружавшим деревню Локоть, он добрался до Черной речки и увидел в кустах огромный камень. Никандр так устал, что решил забраться на него и отдохнуть. Камень показался ему очень странным. На одной стороне валуна был выступ, похожий на ступеньку величиной со скамейку, а поверхность камня-великана была ровной и гладкой. Никандр забрался на самый верх камня, опустил уставшие ноги на теплую от дневного солнца «скамейку» и предался грустным мыслям. Долго он так сидел. А когда слез с камня - на нем остались следы-вмятины от его босых ног, бедер и локтя, которыми он опирался о камень. Тут же образовалось и небольшое, величиной с блюдце, углубление от слез, падавших из глаз несправедливо обиженного юноши... На протяжении многих лет в этом каменном блюдце хранилась вода, не испарявшаяся даже в самые жаркие дни. Ведь это были Никандровы слезы...

С тех пор Никандр и стал лесным жителем, отрекшись от всего мирского, где так много зла и несправедливости. А камень до сих пор стоит у Черной речки. Но найти его может только тот, у кого чистые устремления и добрая душа... *Житие Никандра иначе объясняет становление деревенского юноши лесным отшельником. Однажды в Пскове Никон молился в церкви Богоявления Господня. Во время молитвы Никон услышал голос, исходивший из алтаря: «Никон, раб мой, иди в пустыню, которую я указал тебе через раба моего Федора, для спасения твоего, и там обретешь ты покой себе. После же тебя пустыня та процветет, как цвет, и через тебя спасутся все живущие там...». Радостный Никон устремился в путь, при выходе из церкви встретил блаженного Николая Псковского, который предупредил юношу, что его ждут тяжелые испытания, трудности и беды. Добравшись до своей хижины, Никон начал тяжелую жизнь христианского отшельника, в многочасовых молитвах, постоянных постах, воздержании и терпении. Так рассказывает житие Никандра о юности святого и мотивах, приведших его в дикий лес.

Прожил Никон в лесу 15 лет, но когда о нём узнали люди, ушёл. Никон искал уединения и, казалось, нашел его, но вскоре молва о странном человеке, обрекшем себя на одиночество в глухом лесу, где жили лишь дикие звери, распространилась среди жителей окрестных деревень. Люди удивлялись его терпению и стойкости переносить все лишения, неизбежные в жизни отшельника, и решили, что обыкновенный человек жить так не может, что этот странный незнакомец - безусловно, Святой человек. И началось прославление Никона, дошедшее и до его ушей. Но вот славы-то Никон и боялся больше всего. Он знал, что человеческая похвала способна поселить в сердце человека пагубную гордость, низвергая его в бездну зла и пороков. Он не мог оставаться там, где народная молва делала из него полубога, ведь он себя таким не считал. Никон печально удаляется из лесной пустыни и снова идет в далекий Псков. Здесь он встречается с Филиппом, у которого жил и работал. Филипп поразился внешнему виду Никона: пред ним стоял худой и бледный человек в ветхой одежде, с отросшей бородой и длинными спутанными волосами. Тронутый незавидным положением молодого человека, Филипп привел Никона в свой дом, накормил его и дал ему необходимую одежду.

Никон сказал, что твердо решил постричься в монахи, и просил отвезти его в Крыпецкий монастырь. Филипп выполнил его просьбу, представил Никона игумену и передал ему просьбу Никона. Игумен этого монастыря, увидев изможденного человека, не соглашался его брать в обитель, ведь иночество требует величайшего терпения и тяжких трудов; а Никон, был очень слаб и изнурен телом. Никон же утверждал что он может перенести любые трудности и лишения, и припав к раке Саввы Крыпецкого и умолял  игумена постричь его в монахи. Игумен, убедившись в твёрдости желания Никона, уже вкусившего подвижнической жизни, согласился совершить над ним обряд пострижения в монашество. Никон получил новое имя: Никандр. Во время пострига человек принимает подвиг монашества и отказывается от прежней жизни, умирает для мирской жизни и оживает для жизни в Иисусе Христе, поэтому постригаемым дается новое имя. При постриге умирает человек - рождается монах. Псковский купец Филипп и Фёдор Ситник тоже поступили в в Крыпецкий монастырь, и скончались в нем иноками. Никандр строго соблюдал монашеские обеты, неутомимо молился, был трудолюбив. На  это обратила внимание монашествующая братия, они почувствовали превосходство Никандра над ними и относились к нему с большим почтением. Никандра стали называть «Святом человеком». И вновь слава и тоска по Богом указанной пустыни заставили его уйти из обители, и возвратиться в свою прежнюю лесную пустынь, о которой Никандр часто вспоминал и скучал.

Вскоре вернулся в свою пустынь. Жил там несколько лет, питаясь питаясь скудными дарами северной природы, всем, что дает лес, ягодами, травой и водой, в непрестанных молитвах к Богу.

Однажды Никандр подвергся нападению разбойников. Они не посчитались ни со славой отшельника, ни с его бедностью, ни с телесной слабостью. Четверо сильных мужчин ворвались в хижину Никандра забрали у него иконы и книги, да еще избили Никандра. А когда Никандр пытался воззвать к их совести, один из разбойников острым предметом ударил его. Увидев кровь, разбойники покинули хижину, оставив Никандра в беспамятном состоянии.

На обратном пути разбойники заблудились, попали в топкое место, окружавшее небольшое озеро, сквозь которое протекала речка. Три дня, голодные, совсем не спавшие, измученные, блуждали они вокруг озера, а затем вдоль русла речки вышли к деревянному мосту через речку. Решили по нему перейти на другой берег. Два разбойника ступили на мост, вдруг один из них, споткнувшись о сучок, ухватился за товарища, и оба, потеряв равновесие, упали в воду, а плавать разбойники не умели, барахтаясь в воде они оба утонули. А оставшиеся двое с ужасом наблюдали эту картину, но ничем не смогли им помочь, в страхе они перебрались на другой берег реки и по лесу вышли опять к хижине Никандра. Разбойники упали перед отшельником, к этому времени оправившимся от раны, на коленях и в слезах умоляли они его простить их за содеянное и указать им дорогу из этого страшного леса. Вернув награбленное и получив прощение Никандра, разбойники по указанной им дороге вышли из леса. Вскоре молва о приключении четырех любителей легкой наживы разнеслась по всем окрестным селениям, еще более укрепив славу Никандра как истинного христианина и праведника.

После нападения разбойников к Никандру снова потянулись люди из окрестных сел и деревень. Пользуясь безграничной добротой Никандра, люди обращались к нему за советами, с просьбами об исцелении. Люди поверили в безграничные возможности пустынника, называли его святым и поклонялись ему. Но Слава не давала Никандру душевного равновесия и умиротворенности. Его тяготили посещения людей, и он вернулся в Крыпецкий монастырь. Был там пономарем, просфорником, и наконец, келарем, ответственным за хранение и выдачу монастырских припасов. Послушание связанное с властью тяготило его. Эта должность была весьма важной и ответственной, Никандр, боясь кого-нибудь обидеть, вскоре от нее отказался. Он попросил у игумена разрешения поселиться недалеко от обители, на острове, окруженном болотами, построил там хижину и прожил там в постах, трудах, непрестанных молитвах 3,5 года. Но вскоре уединение пустынника было нарушено. Жители Пскова и его окрестностей, прослышав, что недалеко от Крыпецкого монастыря поселился Никандр, имя которого им было уже хорошо известно, потянулись к нему за благословением, утешением в печали и скорби, за наставлениями и советами, но это не понравилось игумену и братии Крыпецкого монастыря. Народная любовь к праведнику вызвала зависть у игумена и монахов, ведь монастырь может лишиться пожертвований богомольцев и монахи потребовали, чтобы он удалился с этого места. Со смирением Никандр выполнил требование и покинул остров, уходя и от славы, и от суеты мирской, которые преследовали его. Он вернулся в свою первую пустынь на реку Демянку, место указанное ему Богом, в далекий бескрайний лес, где он нашел родное пристанище, где под умиротворяющий шум вековых деревьев ему хотелось возносить молитвы Господу.Псковские гостиницы и монастыри. Никандрова пустынь.

По дороге его избили злые люди, но нашлись люди, которые спасли его. Поздним вечером Никандр добрел до деревни Локоть. За Черной речкой начинался лес, который он покинул несколько лет назад, лес, где была его хижина. Но до нее было еще далеко. Необходимо было искать ночлег. Никандр постучался в первую попавшуюся избу. Хозяин, открывший дверь и увидевший странника, который, по-видимому, шел издалека, впустил его и предложил сесть за стол. Никандр отказался, так как в этот день он постился. Удивленный крестьянин заподозрил незнакомого позднего посетителя в недобрых замыслах против него. За несколько дней до этого кто-то ограбил соседа и сжег его дом. Мужик вышел из избы и позвал к себе одного из соседей. И два крестьянина, недолго думая, жестоко избили странника. Хорошо еще, что жители деревни, услышавшие крики и стоны и прибежали на помощь. Слабый и избитый, Божий странник продолжил свой путь, молясь о врагах своих, которые не ведают, что творят... Но долгий путь накануне, голодание и перенесенная драма так ослабили силы Никандра, что, вскоре он вынужден был остановиться для отдыха, и незаметно погрузился в сон. А проснувшись, приоткрыв глаза, Никандр увидел перед собой двух волков. Замерев, Никандр в молитвах призвал Бога на помощь, а волки, постояв немного не спеша удалились в глубь леса...

Добравшись, наконец, до хижины, Никандр возблагодарил Бога, помогшего ему вернуться домой. Питался растениями, ягодами и водой. Молился, читал.Псковские монастыри, храмы, гостиницы. Никандрова пустынь.

В этой пустыни он прожил еще 32 года, из них первые 15 лет - не видел никого. Его случайно нашёл охотник Пётр Есюков и стал приходить за наставлениями.

Однажды к его двору подбежал лось, Пётр вскочил на коня и погнался за ним, преследуя лося он оказался в глухой чаще леса, там увидел хижину, окружённую частоколом. Пётр постучался в дверь с молитвою, (три раза т.к. никто не отвечал), потом дверь отворилась, Никандр знал имя охотника, и благословил Петра и его жену. Это удивило Петра (старец знал и имя его, и то, что женат), и решил пожаловаться на бездетность свою. Никандр сказал, что у него будет сын, и Петр с тех пор стал приходить сюда к Никандру.

Однажды медведь чесался о его крыльцо, сотрясая хижину. Никандр вышел из хижины и перекрестил зверя, медведь стал лизать ему ноги.

Однажды больного ему принесли, он весь был покрыт язвами. Никандр перекрестил его, тот заснул, а когда проснулся был уже здоровым.

У крестьянина украли лошадь, а Преподобный сказал, что лошадь вернётся, а вот вора жалеет. Лошадь скоро вернулась, а вор то утонул.

За 8 лет до кончины Никандр принял схиму в Демянском рождественском монастыре, стоявшем при впадении речки Демянки в Шелонь. Порховскому диакону незадолго до кончины, сказал, что скоро скончается, и что в это время поляки и литовцы осадят Псков и Порхов. Однако велел ему не боятся и придти похоронить его. Преподобный предсказал, что над гробом его воздвигнется церковь в честь Благовещения Богородицы и что пустынь расширится.монастыри, храмы и гостиницы Пскова

24.09.1581 г. Преподобный Никандр скончался во время осады Пскова войсками Стефана Батория. Порховский диакон Петр устроил над могилой Никандра храм, положив тем самым начало обители. >>>

1 || 2 || Фотографии Никандровой пустыни


Святые источники на Фото, телефоны гостиниц пскова Псковские монастыри. Никандрова пустынь. Гостиницы города Пскова с телефонами, адресами и ценами



Hosted by uCoz