Снетогорский женский монастырь во Пскове.
Снетогорский женский монастырь был построен недалеко от Пскова, вниз по течению реки Великой.
Он занимает вершину круглой горы, образующей мыс, который круто огибает река. В сторону города гора круто обрывается, и над водой нависают крупные выступы слоистого камня. Снятная гора возвышается на 14 метров над рекой, обнажая известняковую породу.
Название горы "Снетная" происходит от слова "снеть" - снеток - крошечная рыбка, которой так
славится Псков. Из Псковского озера снеть ходила нереститься вверх по Великой во Пскову - реку. Она заходила и в залив у подножия Снетной горы, дав название и ей и построенному здесь монастырю.
Дата основания монастыря неизвестна. Впервые
Псковский монастырь на Снетной горе упоминается в 1299 году, когда летописец рассказывает о нападении немцев на Мирожский и Снетогорский монастыри.
Псковская летопись повествует о вторжении ливонских войск и о гибели
основателя монастыря, снетогорского игумена Иоасафа и монахов, принявших смерть от немцев.
Много пострадало тогда в городе и иноков других
монастырей, а также женщин и детей. Мощи преподобномученика Иоасафа Снетогорского ныне почивают в Свято-Троицком соборе города Пскова. Память Преподобных игуменов псковских Иоасафа Снетогорского и Василия Мирожского празднуется 17 марта в день их гибели. Святые Преподобномученики пострадали от немцев в двух древнейших монастырях Пскова в XIII столетии. Преподобный Василий управлял Спасо-Преображенской Мирожской обителью, основанной около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским, и преподобным Авраамием Мирожским.
Обители преподобных игуменов находились вне городских стен, не имели защиты и первыми принимали удары со стороны западных соседей, враждовавших с Псковом и Русью, как это и случилось при нападении ливонцев в 1299 г.
Преподобный Иоасаф был игуменом, а по некоторым псковским синодикам и основателем обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе. Он дал обители строгий устав, с запрещением его изменять, и сделал лучшим монастырем своего времени. Много трудов и забот было положено подвижниками для внешнего и внутреннего благоустройства обителей. По строгому общежительному уставу, который ввел в своем монастыре преподобный Иоасаф, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. Почти через 90 лет после кончины Преподобного его правила воспроизвел в новом уставе Снетогорского
монастыря архиепископ Суздальский Дионисий.
Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил врагов, отогнал их от города и повелел поставить в обители новый каменный
храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы вместо сожженного.
Летописец отмечал, что князь Довмонт был милостив безмерно, священников любил, церкви украшал, нищих миловал, все праздники честно проводил, за сирот, вдов и всяких обиженных заступался, строительство Рождественского Снетогорского монастыря началось по
его благословению, а после смерти князя в Пскове остались десятки церквей, построенные при его попечительстве.
Святой князь псковский Довмонт - Тимофей увековечен в бронзовом горельефе
на памятнике в Великом Новгороде "1000-летия России".
Справа от дороги, ведущей к монастырю, сохранилась
небольшая каменная часовня (XVII век): Четырех Святителей
(0,3 км от Снетогорского Монастыря и Снятной горы).
Часовня поставлена на холме, восьмигранная в плане, покрыта тесовой кровлей, завершена барабаном с луковичной главкой,
имеет арочный дверной проем и три широких окна. В интерьере перекрыта зонтичным сводом с распалубками. Поставлена на месте более ранней часовни. В 1913 году отсюда вывезена икона «Избранные Святые» псковского письма 15 века
(Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий»), ныне хранящаяся в Третьяковской галерее.
Часовня реставрирована в 1962 году по проекту В. П. Смирнова. Взята под охрану как памятник республиканского значения и приписана к действующему Снетогорскому Рождества Богородицы женскому монастырю.
Древнейшая, дошедшая до нас, постройка монастыря - это
каменный собор Рождества Богородицы, сооружённый в 1310 году и вскоре
расписанный. Рождественский собор и сегодня главная святыня обители, редчайший
памятник духовной культуры Древней Руси. Храм построен из местной известняковой
плиты и за многие века существования пятикратно изменял свой архитектурный
облик. Древняя часть собора, четверик, всегда оставалась не-прикосновенной и
поэтому сохранила первоначальное живописное убранство. Крестообразный интерьер
храма с глубоким алтарем всеми своими сводами и арками раскрывается как светлый
цветок навстречу легкому освещенному барабану с парящим над ним куполом. Во
втором ярусе храма были устроены скрытые от глаз палатки-приделы для уединенной
молитвы старцев.
Притвор XV века, пристроенный с запада, увеличил пространство собора, но был расширен через сто лет и украшен входным порталом и вкладным каменным крестом. В XVII веке к притвору достроено кирпичное крыльцо, нарядно украшенное муравлеными (зелеными) изразцами с изображениями птиц, цветов и виноградной лозы в сочетании с тесаными и побеленными кирпичными орнаментами. В
18 в. собор был
расширен двумя большими приделами во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя Святителя Николая Мирликийского.
Фрески собора, повествующие о земной жизни Приснодевы, широким поясом охватывают стены собора.
Светлые видения райского сада противопоставляются образам адской пучины. За
многие века цвет фресок изменился, потускнели яркие краски, некоторые из них
синие, зеленые утрачены совсем.
В начале 16 века монастырь получил каменную трапезную палату со столпообразной церковью (в 1519 году) Св. Николая Чудотворца и восьмигранную церковь «Вознесения
под колоколы», увенчанную колокольней с высоким шатром,
86 м высотой. Кельи и ограда оставались деревянными. Таким монастырь изображён на иконе, находящейся в Псковском музее.
Каменные ворота монастырь получил в 17 веке, а каменную ограду – в 19 в.
Периметр монастырской ограды - 420 метров.
Снетогоргорский 3-го класса мужской монастырь был упразднен
в 1804 году
и было получено разрешение устроить в бывшем Снетогорском монастыре загородный архиерейский дом. В 1816 году
псковским архиепископом был назначен Евгений Болховитинов. Он поселился
в архиерейском доме и начал обследование псковских библиотек, гражданских и
духовных архивов. Болховитинов был известен в широких кругах русской
интеллигенции своими трудами по истории России. В Пскове Болховитинов изучал
историю монастырей, используя полученные документы. Он изучил списки Псковских
летописей, работы по истории монастырей. Евгений Болховитинов жил в Пскове до
1822 года – до переезда в Киев, в последствии он Митрополит, работает на
Киевской кафедре. При нем в архиерейском доме были проведены очередные
реставрационные работы.
БОЛХОВИТИНОВ ЕВФИМИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1767-1837)
Первой научной биографией митрополита Евгения можно считать очерк
К.Н.Бестужева-Рюмина, помещенный в 1863 г. в Энциклопедическом словаре.
Евфимий Алексеевич Болховитинов — сын священника, родился в декабре 1767 г. в
Воронеже.
Образование получил в Воронежской семинарии и Московской духовной академии.
Болховитинов посещал лекции в Московском университете по всеобщей философии и
политике, опытной физике и французскому красноречию.
По окончании академического курса возвратился в Воронеж, преподавал в
Воронежской семинарии, создал литературный кружок. Тогда же заканчивал работу
над I и II частями «Российской истории», вел обширную краеведческую работу.
В 1800 г. его постигла трагедия в семье (потеря близких). Это сыграло свою роль
в его решении посвятить свою жизнь церковному служению и науке. Он переехал в
Петербург, где получил должность префекта духовной академии. Там он преподавал
философию и красноречие, позднее читал лекции по богословию и истории, принял
пострижение и получил имя Евгений и архимандритское звание.
В 1804 году Евгений был назначен епископом Старорусским и викарием Новогородским,
а в 1816 г. архиепископом Пскова и Лифляндии и Курляндии.
Болховитинов работал в архивах, библиотеках, осматривал памятники старины,
монастыри, Изборскую крепость. В 1821 году им издано 5 тетрадей по истории
монастырей земли Псковской: Снетогорском, Крипецком, Святогорском, Успенском,
Иоанно-Предтеченском и Никандровой пустыни.
Болховитиновым были подготовлены: свод Псковских летописей, список грамот
Псковских летописей древнего княжеского города Изборска, начата работа по
составлению «Истории княжества Псковского», для чего были привлечены не только
русские летописи, но Лифляндские хроники, книги Лифляндские, Эстляндские и
Курляндские и немецкие источники. Необходимые материалы он получал с помощью
графа Н.П.Румянцева.
Книга завершена в 1818 году, издана в 1831 в Киеве.
В I части дана общая характеристика истории княжества Псковского и г. Пскова; во
II — сведения о псковских князьях, наместниках, посадниках, губернских
начальниках; в III — история псковской церковной иерархии; в IV — текст
сокращенной Псковской летописи.
Болховитиновым было написано «Краткое жизнеописание псковского князя
Всеволода-Гавриила», но, вероятно, осталось только в рукописи.
В 1821 г. в Дерпте издано «Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря».
В 1831 г. в Пскове была издана его работа «Об осаде Пскова в 1581 году».
Перу Болховитинова принадлежат 59 статей для «Географического словаря».
Последние 15 лет жизни Евгения прошли в Киеве, где он вел большую научную
работу.
В конце 1824 года его вызвали из Киева в Петербург, и он более года занимался в
Священном Синоде делами церковного управления. 14 декабря 1825 г. митрополит
Евгений вместе с митрополитом Петербургским выезжал на Сенатскую площадь и
призывал восставших прекратить выступления.
Умер митрополит Евгений в Киеве в феврале 1837 года.
Иванова В.И. Евфимий Алексеевич Болховитинов (митрополит Евгений) (1767-1837) //
Изучение истории и культуры Псковского края в школе. Псков, 2000.
Архиерейский дом был закрыт в начале 1920-х годов; в бывших монастырских зданиях разместился дом отдыха, а позднее детский санаторий.
В 1930-ые годы была разобрана Вознесенская церковь.
В годы оккупации (1941-1944 гг.) на территории монастыря был расположен штаб армии группы "Север",
откуда осуществлялось руководство блокадой Ленинграда. Архитектурный ансамбль
вновь подвергся реконструкции (кроме соборного храма): здесь были проведены
инженерные коммуникации, выстроен бункер, сохранившийся до нашего времени. В
храме Рождества Богородицы гитлеровцы разместили винный склад, затем конюшню.
Большой, красиво расположенный монастырь служил преддверием Пскова. 13 сентября 1472 года здесь вышла из насада (речного судна с высокими бортами) племянница последнего византийского императора Софья Палеолог - невеста великого князя Московского Ивана 3, следовавшая из Рима в Москву. Здесь после молебна в Рождественском соборе Софья надела царские одежды, и отсюда торжественно въехала во Псков через Варлаамские
ворота. Гостеприимные псковичи поднесли ей 50 руб., за что она обещала в случае
надобности заступиться за них перед великим князем.
В настоящее время богослужения проводятся в
церкви Николы, при ней находится и монастырская трапезная.
Фотографии Снетогорского монастыря.
Фрески псковского Снетогорского монастыря 14 в. в настоящее время реставрируются.
В 16 веке, после пожаров и разрушений, фрески были забелены, а частично и покрыты обмазкой. В начале 20 века древние фрески были случайно открыты, а с 1909 года началась их расчистка.
Фрески Снетогорского монастыря (1313 г.), которые фрагментарно сохраняются в храме Рождества Пресвятой Богородицы, представляют совершенно уникальное явление в контексте стенописи всей Руси. В алтаре они писались на красных фонах, мастера Рождественского храма создавали нарядное и яркое многоцветие, сложные композиции, даже сейчас, невзирая на катастрофическое состояние фресок, можно оценить их величие.
С конца XV века в Пскове происходит небывалое цветение зодчества. Псков шёл своим особенным путём в формировании храмостроительных форм, создавая в камне символику Живононачальной Троицы, нового Иерусалима и Третьего Рима.
Храме Рождества Пресвятой Богородицы
- музей фрески, Но храм - это, прежде всего, место молитвы, место служения Богу, монастырь - обитель для спасения человеческой души.
Храмы - это живые организмы, и верующие люди чувствуют и понимают это.
Храмы должны жить, в них должна идти литургическая жизнь.
В древности псковский Снетогорский монастырь населяли иноки, теперь здесь расположилась женская монашеская
обитель. Духовной жизнью монастыря руководит игуменья Людмила.
Духовник монастыря - отец Гермаген.
В 1993 году, 26 августа в день памяти святителя Тихона Задонского,
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь возвращен Русской Православной церкви.
Владыка Евсевий, по чьему благословению возрождалась монастырская жизнь, с детских лет воспитан был у святителя Тихона Задонского, и матушка
игуменья Снетогорской обители Людмила из этих краев. Они
много знают о святителе Тихоне Задонском, и он им очень близок.
Святитель Тихон - богослов 18 в., родом из Новгородской
земли, бывал в Пскове, преподавал после Духовной Академии. Все последующие годы прожил в Задонске.
Одновременно проводятся реставрационные работы по восстановлению уникального ансамбля. Древний монастырский собор
Рождества Богородицы находится в ведении Псковского музея-заповедника.
Иконы: Иверской Божьей Матери. Снетогорская.
Основателя монастыря Иоасафа, святителя Тихона Задонского.
01.2008 г. псковское Управление ФСБ передало в Снетогорский монастырь
три иконы XVIII - XIX веков: Распятие с Предстоящими, Богоматерь Боголюбская,
Спас Вседержитель с Предстоящими. Святыни возвращены туда, где они хранились.