Псковские монастыри. Выбуты Родина Ольги, основательницы Пскова

Псков, Мирожский монастырь Выбуты, родина княгини Ольги, настоящее и прошлое.Выбуты: Предания и археологические реалии. Псковские монастыри. Выбуты Родина Ольги, основательницы Пскова


Памятник святой княгине Ольге. Гостиницы, музеи, экскурсии Фотоальбом этих мест.Выбуты: Предания и археологические реалии, псков, история и архитектура, гостиницы, музеи, рестораны, экскурсии С 1987 года сотрудниками Псковского археологического центра здесь, в Выбутах, ежегодно ведутся раскопки древнего поселения и курганного могильника. В результате исследований были расчищены остатки жилищ и хозяйственных построек. Интересными оказались находки: орудия труда, ремесленные изделия, предметы рыболовного и охотничьего промысла, гребни, перстни, другие украшения, а так же многочисленные осколки древней глиняной посуды. На основе этих данных доказано, что поселение существовало с 9 - 10 до 18 века. Здесь жили балтские племена, а затем - славяне.
Погост Выбуты - ценнейший памятник нашей истории, поскольку здесь сохранились не только следы селища (неукреплённого поселения, но и курганы - погребальные памятники 10 - н. 11 веков.
Христианство пришло к нам в 10 веке, на смену язычеству, когда люди поклонялись силам природы, огню, священным деревьям, камням. Да и представления о потустороннем мире было иным.
После смерти сооружался большой погребальный костёр. На нём сжигали тело покойного. Его кости ссыпали в специально приготовленную погребальную урну, либо просто в земле делали небольшую ямку. Над ними насыпали курганы различной высоты и формы. Можно встретить насыпи, укреплённые камнями. Такие особенности позволяют определить этническую принадлежность памятника и время его сооружения.
Среди костей погребённого часто находятся побывавшие в огне различные предметы, необходимые "при переходе в мир иной". Это домашняя утварь, возможно, украшения, орудия труда, изредка - оружие. Памятник святой княгине Ольге. Гостиницы, музеи, экскурсии Фотоальбом этих мест.псков, история и архитектура, гостиницы, музеи, рестораны, экскурсии


Выбуты: Предания и археологические реалии.**


Местечко Выбуты получило известность как легендарная родина святой равноапостольной княгини Ольги - жены князя Игоря, мудрой правительницы Руси, стоявшей у истоков русской государственности, первой в княжеском сословии христианки. Предание о встрече князя Игоря с Ольгой на реке Великой появилось в Степенной книге царского родословия и содержится в ее церковном житии. Это обстоятельство всегда привлекало повышенное внимание к Выбутам со стороны историков, археологов, краеведов. В работах краеведов под Выбутами понимается с одной стороны бывший населенный пункт с таким названием, с другой стороны - местность в округе погоста Выбуты. И то и другое правильно, поскольку погост существует и поныне, а его окрестности представляют единый микрорайон расселения, названный в писцовых книгах 16 - 17 вв. Выбутскими губами Завелицкой и Прудской засад Псковского уезда.
Погост Выбуты находится в 12 км к югу от Пскова на левом берегу реки Великой. Река здесь меняет направление и течет с запада на восток, ее берега скалистые, обрывистые. В настоящее время река мелководна - как, впрочем, и в исторические времена, что подтверждено летописями и доказано геоморфологическими и гидрологическими исследованиями.
Заметим, что на страницах псковских летописей Выбуты появляются отнюдь не по поводу знакомства Игоря с очаровательной и мудрой псковичкой, а в связи с походом новгородцев на Псков в 1393 г. и их поражением близ Выбут. Дело в том, что Выбуты являлись для Пскова стратегически важным пунктом. Через выбутские пороги проходила одна из дорог, позволявших подойти к городу. В случае военной опасности с запада псковское войско всегда стремилось "затворить" броды, как это случилось в 1407 и 1480 годах. В 1503 же году, как сообщает летопись, стычка у бродов не предотвратила прорыва ливонского войска к стенам Окольного города.
Но конечно же, особый интерес любителей старины к этому месту, породила легенда о происхождении княгини Ольги из Выбут. В XIX в. было записано множество преданий о пребывании здесь русской святой. В 1878 г. в окрестнотях Выбут при участии великих князей были произведены первые археологические раскопки курганов и жальников. С тех пор интерес археологов к памятникам района Выбут не ослабевал.
О поселении в Выбутах удалось установить следующее: оно занимало мыс между р. Великой и впадавшим в нее ручьем на площади 360 х 130 кв. м (46800 кв.м), непрерывно развивалось от 2-й половины 1 тыс. н.э. до современности. Древнейшие находки на памятнике - осколки лепных сосудов 2-й половины 1 тыс. н.э, подобные тем, что происходят из раскопок Псковского городища, Камно и Изборска. К периоду XI - XIV веков относятся остатки построек с печами-каменками, находки украшений, инструментов, предметов вооружения, предметов быта. Сооружения XV-XVI веков не были выявлены, но собрана коллекция фрагментов керамических сосудов этого периода. Следующий этап развития поселения, зафиксированный в материалах раскопок, относится к XVII - XVIII вв. Исследованы остатки усадьбы этого времени, причем состав находок и размеры жилища говорят о том, что ее хозяином вряд ли мог быть крестьянин и позволяют предполагать более высокий социальный статус владельца усадьбы. Раскопки селища велись Б.Н.Харлашовым.
Однако, приходится признать хронологию поселения довольно общей - ведь площадь раскопок составила всего 1% от площади распространения культурного слоя. Дополнительную информацию дали нам раскопки погребальных памятников. С 1878 года по недавнее время здесь вели исследования Н.И. Соколов, В.Н.Глазов, В.Н. Крейтон, Б.А. Коишевский, В.А.Тюленев, И.О.Колосова, Н.Н. Малышева, А.В.Яковлев. Здесь мы расскажем только о раскопках последних лет.
Могильник, относящийся к селищу начинается в 150 м к западу от него. Изначальное количество погребальных насыпей в могильнике неизвестно из-за распашки и значительных нивелировок прибрежной полосы р. Великой. Наиболее ранним из раскопанных здесь памятников является фрагмент каменного могильника, исследованного в 1996 г. А.В.Яковлевым. Погребальная конструкция из известнякового плитняка и небольших гранитных валунов располагалась на обрывистом берегу р. Великой. Среди камней и под ними преобладали не полностью сожженные человеческие кости. На костях предплечья одного из погребенных были надеты 2 бронзовых дротовых браслета с шишечками на концах. Были найдены обломки еще трех браслетов. Все находки имеют аналогии в памятниках культуры каменных могильников северо-восточной Эстонии I - II вв. н.э.
К более позднему времени относится погребальная насыпь, исследованная в 1994 году. Это - курган, целиком возведенный из мелких камней. В верхней части насыпи обнаружено захоронение по способу кремации и скопление слабообожженной лепной керамики, представленной не менее чем двумя сосудами тюльпановидной формы. Насыпь кургана подстилал культурный слой селища с лепной керамикой.
Курганы подобной конструкции были исследованы в данном могильнике В.Н.Глазовым еще в 1903 г. При раскопках одного из них в центральной части насыпи было обнаружено трупосожжение, накрытое горшком.
По-видимому, такой же курган (вплоть до совпадения размеров) изучался Н.Н.Малышевой в Выбутах в 1991-1992 гг.. При раскопках кургана в основании его песчаной насыпи был выявлен цоколь, выложенный из известняка, было прослежено внутреннее кольцо из камней. Антропологический анализ останков погребенных позволил установить присутствие в кургане 4-х кремаций и 2-х ингумаций. Радиоуглеродное датирование древесины из кургана определило дату захоронений - 2 пол. X - 1 пол. XI вв. К кургану примыкало еще одно погребальное сооружение, от которого сохранилась плитняковая обкладка, положенная на слой кострища. . За пределами обкладки при раскопках была выявлена плитняковая вымостка, предположительно - жертвенник. В сооружении обнаружились остатки 2-х кремаций, одна из которых содержала множество предметов, относящихся к костюму погребенной женщины (спиральные пронизки, бронзовые пластина, заклепка, ошлакованные бусы), а также фрагменты керамики. По погребальному инвентарю и радиоугледордому анализу сооружение отнесено к X веку
Таким образом в могильнике, расположенном рядом с селищем в Выбутах, представлены погребальные древности от первых веков н.э. до рубежа 1 и 2-го тысячелетий. Присутствие в составе могильника погребальных памятников X-XI вв. полностью согласуется с находками на селище, а где находятся погребения последующего периода (за исключением прицерковных, времени функционирования погоста) еще предстоит выяснить.
За пределами предлагаемого сообщения остается анализ поселений и погребальных древностей, находящихся в округе Выбут и имеющих параллели в материальной культуре селища и могильника на погосте. Тем не менее хочется взять на себя смелость утверждать, что именно селище на погосте Выбуты и есть то самое место, неоднократно, упоминаемое в псковских летописях, и которое вполне могло быть родиной Ольги Российской. А в случае продолжения археологических исследований может быть удастся получить более точную дату основания поселения, которому и по сегодняшним данным не менее 1500 лет.

** Статья представляет собой сокращенный вариант доклада "Выбуты (археологические реалии)", полностью прочитанного в 2003 году на юбилейной конференции, посвященной 1125-летию упоминания Ладоги в летописях. Автор - Харлашов Борис Николаевич (кандидат исторических наук, заместитель директора Псковского археологического центра)

Об археологических памятниках округи Выбут читайте также:
Александров А.А., Харлашов Б.Н., 1990. Отчет о раскопках селища в Выбутах и развдке в г. Пскове, Псковском, Островском и Пушкиногорском р-нах Псковской области \\ Архив ИА РАН, Р-1, №15370.
Глазов В.Н., 1905. Раскопки В.Н.Глазова близ погоста Выбуты \\ ИАК, 15. СПб.
Коишевский Б.А., 1928. Отчет о палеоэтнологическом обследовании в Псковском округе \\ Архив ИИМК РАН, ф.2, №117.
Колосова И.О., 1978. Отчет о раскопках кургана у д.Волженец Псковского р-на Псковской области \\ Архив ИА РАН, Р-1, №8304
Крейтон В.Н., 1913. Археологические раскопки и разведки летом 1912 г. \\ Труды Псковского археололгического общества, вып. 9. Псков.
Крейтон В.Н., 1914. Археологические разведки и раскопки в Псковской губернии в течение лета 1913 г. \\ Труды Псковского археологического общества, вып.10. Псков.
Малышева Н.Н., 1999. Охранные раскопки кургана 2 Выбутской курганной группы \\ Древности Пскова. Археология. История. Архитектура. К юбилею И.К. Лабутиной. Псков.
Соколов Н.И., 1879. Журнал курганых раскопок, произведенных их императорскими высочествами великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами и Константином и Дмитрием Константиновичами на Лыбутской местности июля 11 дня 1878 г. Псков.
Тюленев В.А., Тюленева О.И., 1977. Раскопки курганов у д.Ерусалимская \\ АО 1976 года. М.
Харлашов Б.Н., 1990. Исследования селища в Выбутах \\ АИППЗ. Псков.
Харлашов Б.Н., 1999. Отчет об археологических раскопках селища в Выбутах в Псковском р-не Псковской области в 1998 г. \\ Архив ИА РАН.
Яковлев А.В., 1999. Памятник круга ранних каменных могильников в Выбутах близ Пскова \\ Древности Пскова. Археология. История. Архитектура. К юбилею И.К. Лабутиной. Псков.
Яковлев А.В., 1994. Исследование кургана 3 в Выбутах \\ АИППЗ. Псков.


Выбуты - родина княгини Ольги, настоящее и прошлое.


Выбуты, или, по-местному, Лыбута, находятся от Пскова в 15 км вверх по Великой. Это родина княгини Ольги, жены князя Игоря, матери Святослава, бабушки былинного Владимира - Красное Солнышко, мудрой правительницы Руси. До наших дней в Выбутах сохранилась церковь Св. пророка Илии. Из Пскова ехать нужно через Кислово в сторону Палкино. После д. Раздолье, будет поворот налево с указателем «Выбуты», оставшиеся 2 километра - грунтовая дорога.

Проезжаем в Выбуты по улице им. командира воздушно-десантной дивизии В. Маргелова. 27 декабря 2008 года исполняется 100 лет со дня рождения легендарного "Десантника №1", генерала армии, Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова. Он ввёл форменные голубые береты и тельняшки с полосами цвета неба и морских волн в ВДВ. В Пскове в честь легендарного генерала названа эта улица. Кроме того, на улице Маргелова, 19 установлена мемориальная доска с портретным изображением генерала и текстом: "улица названа в честь Героя Советского Союза, создателя современных воздушно-десантных войск, командующего ВДВ в 1954 - 1979 годах, генерала армии Маргелова Василия Филипповича".

Справа - подъездные железнодорожные пути десантной дивизии. Часто именно отсюда уходят ж.д. эшелоны с военной техникой. Здесь настоятель храма А. Невского провел немало дней и ночей. Слева – дивизионный аэродром. Военный же аэродром с большими транспортными самолетами находится в «Крестах». Фото аэродрома и IL-76 во время юбилея Псковской десантной дивизии.

Здесь же десантников учат прыгать с парашютом. А в августе 1999 г . батюшка отсюда совершил воздушный крестный ход на самолёте с иконами из храма. Справа, у дороги – трибуна. В Пскове проходили крупномасштабные учения. Поднялся ураганный ветер и пошёл снег, и это в августе то! В результате стихии произошла ошибка, техника дала сбой и парашюты начали приземляться куда угодно, но только не на площадку приземления. Всем тогда было страшно. Тогда на эту трибуну пришли Священники и молились здесь. Учения закончились благополучно. За несколько дней до этих событий в храме А. Невского лик Божьей Матери проявился на стекле иконы Успения.

Легенда рассказывает, что здесь, в Выбутах, Ольга*, будучи простой девушкой, перевозила Игоря через реку, здесь он узнал и полюбил её. Предание рассказывает, что красота девицы возбудила в князе нечистые желания. Но юная красавица изумила его своею скромностью, разумом и твердостью воли. "Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться", отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. "Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя". Такой твердый ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с нею.
По преданию, Ольга воспитывалась у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань. Детство и юность ее приходили, по местным приданиям, вокруг Выбут на расстоянии около 10 км.
На противоположном берегу реки Великой расположены деревни Ерусалимка, Паничьи Горки, а чуть выше по течению, в полутора километрах от дер. Горы находятся в дер. Ольгенец (Волжино, Волженец, Выдор). В начале этого века здесь были видны развалины большой каменной постройки. По преданию, это был Ольгин дворец, а возможно, и церковь. Крестьяне считали это место святым и не распахивали его, хотя развалины находились посреди поля, и хотели даже на этом месте устроить часовню в честь святой княгини Ольги.
В этой деревне до сих пор пользуются колодцем, выдолбленным в крутой береговой известняковой скале. Он заполняется прозрачной холодной водой из "Ольгина ключа", из которого, по преданию, брала воду сама княгиня Ольга.
В 1998 г. около фундамента и у колодца прихожанами храма св. Александра Невского и военными установлены киоты с иконами святой княгини Ольги.
В 4,5 км от Выбут, вверх по Великой, находится село Покровское. По преданию, это село являлось отчиной Ольги и тут когда-то был основанный ею монастырь. Этот монастырь в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекою.

Недалеко отсюда, на противоположном берегу, там, где река Кебь впадает в Черёху - приток Великой, находится посёлок Буденик (сейчас называется Будник), где у Ольгиной ключницы Малуши родился сын - будущий князь Владимир Святославович, крестивший Русь ради её объединения. Там некогда, по преданию, жила Св. Ольга. Много позже здесь была деревня, принадлежавшая графу Разумовскому, а в последствии Державину.

В погост Выбуты была пожертвована икона "Святая Ольга", написанная 9-летним болгарским иконописцем Георгием. Отцом архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) были переданы сюда иконы: княгиня Ольга, святой равноапостольный Владимир, большое постовое Евангелие.
Другими известными деятелями были вручены приходу выносной живописный крест, Евангелие, напрестольный крест, воздухи, кадило.

На самом берегу построена церковь Св. пророка Илии**. Памятник архитектуры средневековья относится к псковской школе зодчества. Немного ниже Великая расходится на два рукава. Один из них, мелкий с каменистым дном, называется доныне Ольгиными слудами (слуда - подводный камень), другой рукав, более глубокий, зовётся Ольгиными воротами. Оба они обтекают большой вытянутый остров, у начала которого словно бредут через реку ряды валунов. Немного выше Великую пересекают пороги. Место отмечено историей и самой природой.
Выбуты были очень важны для Пскова: здесь находилась древняя переправа через Великую - брод, который до сих пор используется местным населением. В случае военной опасности псковичи посылали сюда заставы, так же как и в устье Великой, чтобы замкнуть ключевые позиции города. Бились у брода не однажды. Церковь обозначала место переправы, имевшее стратегическое значение. Она поставлена на правом берегу Великой и могла служить центром обороны, не допуская до реки.
Церковь очень проста - одноглава, с одной апсидой. Плоские вертикальные выступы лопаток делят каждую сторону на три части. Щелевидные окна - бойницы создают замкнутость. Но на боковых стенах вверху оставлены большие окна. Стены смягчены светотенью нескольких нишек, которая дополняет лёгкую лепку белёной каменной кладки. Двухпролётная звонница стоит обособленно. Она выставлена на северо-запад - к переправе, но отодвинута от реки, чтобы не заслонять храм. Дата строительства Ильинской церкви неизвестна. По архитектуре её можно отнести к 15 веку. Но в Третьяковской галерее имеется образ Ильи из церкви в Выбутах, который датирован 13 веком. Следовательно, издревле здесь стояла какая-то церковь. Фотоальбом этих мест.

По благословению Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия с 1999 года Настоятель храма св. Александра Невского является одновременно и Настоятелем храма св. Илии Пророка в погосте Выбуты Псковского района - родины святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. Там же воины-десантники Псковской дивизии построили своими руками храм святителя Николая Чудотворца и оказывают помощь в восстановлении древнего храма Илии Пророка XV века.
В былые времена рядом с Ильинским храмом был 2-х этажный Ольгинский храм, от которого сохранились лишь заросшие руины.
На лужайке перед Ильинским храмом в 1993 году, в 1090-летний юбилей города Пскова, установлен памятный знак: красивый гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты - родина княгини Ольги.
По словам известного псковского историка-археолога А.С. Князева, при Ильинском храме хранились сани вел. кн. Ольги, но когда и куда они исчезли - неизвестно.
Примерно с километр к северо-востоку от храма Илии Пророка, находится основание некогда огромного Ольгина камня, взорванного в XX-ом веке. Сейчас около его остатков установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом, освященный в 1994 году протоиереем Олегом. Рядом с камнем в 1888 году была построена кирпичная Ольгинская часовня. К сожалению, и она не сохранилась, была разобрана местными жителями.

* В 903 году Ольга стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.

Таинство Крещения совершил над нею в 957 году Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был сам император Константин Багрянородный. Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой Равноапостольной царицы Елены, матери святого Константина, обретшей Крест Господень.

По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы. Один из них - храм Святой Живоначальной Троицы в Пскове. По свидетельству летописца, место для него было указано свыше "Лучом Трисиятельного Божества" - на берегу реки Великой княгиня Ольга увидела сходящие с неба "три пресветлых луча".

Преставилась Святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить ее погребение по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве. Княгиня была канонизирована на церковном соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

** 20 июля/2 августа - Пророка Илии (IX в. до Р. Х.).
Сщмчч. Александра, Георгия, Иоанна, Сергия и Феодора пресвитеров, прмчч. Тихона, Георгия, Космы и мчч. Евфимия и Петра (1930).

Святой пророк Илия – один из великих пророков Ветхого Завета. Он жил в IX веке до Рождества Христова. По преданию, когда родился Илия, его отцу было видение – благообразные мужи пеленали младенца огнем и питали пламенем. Этим видением было предсказано, что святой пророк Илия будет одним из самых пламенных ревнителей истинной веры. К пророческому служению святой пророк был призван при израильском царе Ахаве. Святой пророк обличал нечестивого царя и израильский народ в уклонении от веры в Единого Бога. Святой Илия по молитвам к Богу творил чудеса: поразил израильскую землю трехлетней засухой для вразумления нечестивого Ахава и израильского народа; вымолил огонь, спаливший Ваала, которому приносились языческие жертвы, оживил сына сарептской вдовы; низвел дождь на пораженную засухой землю.
За свою святую жизнь и пламенную ревность о славе Божией святой пророк был взят живым на небо в огненной колеснице.
По верованию Церкви, святой пророк Илия будет предтечей Второго пришествия Христова на землю и примет телесную смерть по общечеловеческому закону.

В июне 2008 г. в Выбутах освятили список самой древней иконы Пскова Илии пророка.
Настоятель воинского храма св. А. Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор совершил чин освящения нового списка самой древней иконы Пскова великого пророка Илии с житием в Ильинском храме погоста Выбуты, родины Равноапостольной великой княгини Ольги. Копия написана "мера в меру", то есть точно по размеру древней иконы, которая хранится в Третьяковской галерее. Она писалась по благословению Владыки Евсевия. Руководство Третьяковской галереи разрешило делать выкопировки и слайды для копирования древней псковской иконы XIII века, которую псковские искусствоведы оценили как монументальную с влиянием древней синайской традиции.
Сохранившийся Ильинский храм XV века стоит на месте древнего княжеского храма, построенного Равноапостольной Ольгой после Святого крещения, в нём и находилась древняя икона пророка Илии, затем ещё до войны она была передана в Третьяковскую галерею. Икону неумело пытались отреставрировать, поэтому её нижние житийные клейма сохранились с большими утратами.
Икона создавалась два года и является точной копией (списком), которая писалась на старых иконных досках. Второй такой иконы нет. Долго шла подготовка и писалась сама икона, нижние клейма на оригинале плохо сохранились, восстанавливал их по прорезям, но основное было сделано быстро по молитвам отца Олега и с помощью Божией

Об Иконе "Ильи Пророка в житии" XIII века из Выбут >>>

Памятник святой княгине Ольге. Гостиницы, музеи, экскурсии Новости из Пскова.