Псковские монастыри. Свято-Введенский женский монастырь на Псковщине

Псков, Свято-Введенский женский монастырь на Псковщине. Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьПсковские монастыри. Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь


Свято-Успенский монастырь располагается в 53 км от Пскова, на самой границе с Эстонией.
Святые ворота - главные в обители. Над ними находится Петровская башня.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Видео сопровождает необыкновенное целительное церковное пение для души. Очень красивая Божественная музыка.



28. 08. 2003 г. монастырю исполнилось 530 лет, датой основания монастыря считают дату освещения первого монастырского храма - 1473 год. Первое же упоминание об этом месте относится к 1392 году, когда охотник Селиша со своим отцом услышали церковное пение монахов-отшельников, в лесу, у ручья Каменец и приняли голоса поющих за ангельские. В 16 веке вокруг монастыря появилась крепостная стена с боевыми башнями.

К этому времени монастырь особенно окреп и вырос. Удивительное место, где располагается Печерская крепость, на территории которой и находится сам монастырь. Это не холм, не гора, а наоборот, дно глубокого оврага.Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, по дну которого протекает ручей Каменец. Общая длина стен свыше 700 метров, изначально было 9 боевых башен.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьС юго-западной стороны, хорошо просматриваются пять башен их восьми. Слева, в западном углу крепости, стоит Тайловская башня, высотой около 17 метров. Далее, на дне оврага, самая высокая, четырехугольная башня Верхних решеток, у основания которой устроена железная решетка, через нее свободно протекает вода ручья Каменец. Высота этой башни достигает 25 метров. На правом берегу оврага высится прямоугольная башня Тарарыгина. На южной стороне крепости расположена Изборская башня с воротами.
При при игумене Корнилии были построены большинство зданий и крепость с башнями. Во время Ливонской войны царь Иван Грозный приезжал в монастырь молиться. Как положено встречать почетных гостей Корнилий встретил царя с хлебом и солью и спросил у него разрешения обнести, построить вокруг монастырских построек крепостную стену. Царь крепость строить позволил, но при условии, что она должна быть очень маленькой и сможет уместиться на шкуре быка. Корнилий вынужден был разрезать шкуру быка на узкие полоски и ими обогнул все монастырские здания, по ним и стоил стены. Царь воевал вблизи Риги 7 лет. Возвращаясь в Москву он решил вновь посетить Печерский монастырь, но на том месте уже стояла огромная крепость. Царь был в ярости увидев ее. По информации недоброжелателей Корнилия, он "затеял перевет", т.е. измену. Корнилий был оклеветан!

А разгневанный царь увидел Корнилия, который встречал его хлебом и солью у ворот монастыря и крепости, вытащил меч и отрубил Корнилию голову. Голова катилась по склону горы вниз, по дороге которая ведет к основным монастырским зданиям.
Надвратная церковь Николы Ратного. Именно под этим храмом произошла трагедия с Коринилием.
Построена эта церковь над Святыми воротами была игуменом Корнилием и архитектором Петром Заболотным. Под каменное крыльцо церкви было сложено оружие для обороны. Внутри находится  деревянное изображение Николая Чудотворца во весь рост. Ворота под Никольской церковью долгое время служили главным въездом в монастырь. Вот отсюда голова катилась по склону горы вниз, по дороге которая ведет к основным монастырским зданиям .... а царь раскаялся в своем смертном грехе, подхватил падающее тело умирающего монаха.
Ниже на фото та самая дорога, по которой царь Иван Грозный нес тело Корнилия вниз, к Успенскому храму, вот от этой арки ворот. Это спуск до сих пор называют Кровавый Путь.


Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь Успенский храм, самый первый, самый древний, он выкопан в горе первым Священником Иоанном Шестником в 1473 году. Он уникален - имеет только одну стену, все остальное находится в горе, в пещере. В 18 веке над ним была построена церковь Покрова Божьей матери. Святая Гора, она наверху над этим Успено-Покровским храмом. На Святой Горе располагается монастырский сад, пасека и деревянная церковь Всех Псково-Печерских Святых. У огромного гранитного валуна молились первые отшельники. Здесь молился и первый монах Марк. Церковь Покрова является памятником барокко середины 17 в. Фасад богато декорирован сюжетами из Евангелия. В одну линию выстроились пять пышных куполов в стиле украинского барокко.
Успенская и Покровская церкви, конец "Кровавого пути" и главная площадь монастыря.

Псково -Печерский монастырь. Успенский храм, самый древний, выкопан в горе Ионой Шестником в 1473На следующей фотографии - вход в пещеры монастыря, он находится под изображением Сошествие Христа во ад, рядом с белым сооружением Большой Звонницей, что на фото. В пещерах погребено свыше 11 000 человек. Это действующее монастырское кладбище. Протяженность 7 пещерных улиц - 218 метров. Имеется подземный храм, который освящен в честь Рождества Христова. В древности в пещерах погребали защитников крепости и монахов этого монастыря, позже там хоронили и представителей знатных боярских и княжеских родов. В ближней пещере покоятся первый монах монастыря - Марк, первый священник монастыря - Иона, монахиня Васса, а также преподобный Лазарь, который умер в 1808 г., был сделан надгробный камень для его могилы, но когда пришли Лазаря хоронить через 3 дня, Лазарь вдруг ожил и сидел в гробу. После этого прожил еще 16 лет. В 1822 г. Лазаря посещал император Александр 1, для беседы, от старца он вышел в слезах. Умер Лазарь в 1824 г. на 91 году жизни и было сделано новое надгробие. Покоится Лазарь в ближней пещере, под спудом.
Красное здание - это ризница, ее строителем считается игумен Корнилий.

Здание поставлено на линии перепада рельефа и в связи с этим северный фасад имеет 3 этажа, а западный - два. На южном фасаде сделано большое двухъярусное псковское крыльцо. Фасады ризницы очень живописны. Само здание окрашено красной охрой, и на этом фоне выделяются белые рельефные рамочные наличники в виде колонок с резными навершиями, и валиковыми фронтонами с гирьками-замками. Праздничность и богатство придают зданию выкрашенная в зеленый цвет граненая шатровая кровля и темно-синяя глава с вызолоченными звездами. В ризнице хранится много предметов церковной утвари, дары царей и цариц. Тут хранились золотые и серебряные кресты, украшенные самоцветами и крупным жемчугом, Евангелия в драгоценных окладах, золотые и серебряные сосуды, кадила чеканной работы, митры, парчовые ризы, и многие другие вещи, отличавшиеся высокой художественностью работы. Вывезенные немецкими захватчиками во время войны 1941-1945 гг, они частично возвращены правительством ФРГ в Печоры в 1973г.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьЗвонница неотъемлемая часть ансамбля Печерского монастыря, одна из красивейших звонниц на псковской земле. Она имеет 2 яруса звонов - шестипролетный нижний и однопролетный - верхний.
В первом ярусе небольшое помещение. На главном фасаде с правой стороны есть вход в виде часовни с главкой ведущий на большую лестницу, далее, в монастырский сад на Святую Гору.
Часовая башенка с часовым механизмом 17 в. установлена на звоннице. Часы приводятся в действие гирей в виде большой бочки, наполненной камнями, которая движется в деревянной шахте. Механизм часов соединен с колоколами и каждые четверть часа мелодично перезванивают
малые колокола, а часы отбивают большой колокол. Всего на звоннице 17 колоколов, три из которых с надписями: полиелейный, великопостный и праздничный - большой. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1561 г.) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра I (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьВ Псково-Печерском монастыре сохранилась коляска, оставленная Анной Иоанновной во время ее приезда в обитель. Существует три версии того, как коляска осталась в монастыре. По первой версии Анна Иоанновна проездом в октябре 1732 года была в монастыре, но на обратном пути выпал густой и мокрый снег, поэтому императрица была вынуждена оставить коляску и пересесть на сани. По второй версии коляска Анны неожиданно сломалась, пока императрица была на монастырском богослужении, и ей пришлось оставить ее там.

Существует и более романтическая легенда появления коляски Анны в монастыре: проезжая по Печорской земле, на спицу колеса коляски обвилась змея, а по поверью, это было дурным знаком и ехать далее было нельзя. Так Псково-Печерский монастырь обрел еще одну реликвию.

28 августа, в честь Престольного праздника территория монастыря ежегодно украшается ковром из живых цветов, см. фото. По случаю Праздника в Псково-Печерский монастырь ото всюду съезжаются цветочницы, которые умеют так красиво украшать.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьКровавый путь бывает украшен Праздничным цветочным ковром.
Дорога, которая ведет от Церкви Николы Ратного к Успенско - Покровскому храму, называется - Кровавый Путь. Здесь, согласно старинного предания, игумен Корнилий погиб от руки царя Ивана Грозного.

Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени в 2006 году за заслуги в развитии духовной культуры и II степени за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовных и нравственных традиций, а также нагрудный знак "За милосердие и благотворительность".
Архимандрит Тихон является наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с 1995 года. Он – 71-й игумен обители, в которой проживают и трудятся около 100 насельников. В Псково-Печерском монастыре он с 1976 года.


Старинное предание о монахе Корнилии


Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьПреподобный Корнилий был настоятелем Псково-Печерского монастыря. Он возглавил обитель в 1529 году и был наместником в течении 41 года. При нём монастырь достиг наибольшего расцвета. Число братии при Корнилии увеличилось от 15 до 200 человек.

Преподобный служил возрождению Псково-Печерской обители. Его управление возвысило значение монастыря и как оплота славянства перед тевтонской силой, и как рассадника христианского просвещения. О памяти игумена Корнилия "из рода в род" поёт "Корнилиевский" колокол, который "делаша мастеры псковичи".
Память св. преподобномученика Корнилия чтится 20 февраля по церковному календарю.

Псков, монастыри, церкви, гостиницы, кафе, рестораны, туризм4 марта братия Псково-Печерского монастыря с псковским духовенством совершает память преподобного Корнилия, игумена монастыря, как великого подвижника Псковской земли. В Псково-Печерской обители Корнилия вспоминают на богослужении ежедневно и верят, что его невидимое присутствие, его невидимая помощь явно проявляются в жизни обители, и в той благодати, которую получают паломники. В 1690 году честные мощи святого были принесены из Богом Зданных Пещер в Успенский собор.

Преподобный Корнилий родился в Пскове в 1501 году, в семье бояр Стефана и Марии. Родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь для получения достойного образования. Но после того, как он увидел Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, побывал на Богослужении в Пещерах Богомзданных, он был так восхищен увиденным, что в этом монастыре принял постриг. А в 1529 году, в 28 лет Преподобный Корнилий был возведён в сан игумена. Деятельность Преподобного простиралась далеко за пределы обители: он распространял Православие среди живших вокруг монастыря эстов и сету, строил церкви, больницы, дома для сирот и нуждающихся.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьВ 1531 году в окончательной редакции вышел его труд под названием "Повесть о начале Печерского монастыря". Преподобный Корнилий описал в своей работе крупные перемены в устройстве монастыря, монастырский быт, охарактеризовал деятельность своих предшественников. Его труд отличается хронологической точностью приводимых данных. Он начал вести "Кормовую книгу" с 1558 года, "Описание монастыря", а также составил "Описание чудес Печерской иконы Богоматери". Делом усердия преподобного Корнилия было основание в 1538 году в Пскове, на Усохе, подворья для монастыря с каменной церковью в честь Божией Матери "Одигитрия". При нём был устроен дом для служащих в новом храме и для приходящих из монастыря в город по каким-либо делам. Печерское подворье было основано для принятия святых икон из Псково-Печерского монастыря, приносимых с крестным ходом в Псков. И ныне печерские монахи приносят в онкологический диспансер, на место бывшего монастырского подворья, икону Божией Матери "Всецарица" с молебном о здравии болящих.

Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. Игумен превратил обитель в сильную крепость, воздвигнув вокруг монастыря каменные стены (1558-1565 гг.).
Как сообщается в его Житии преподобный Корнилий щедрой рукой раздавал пострадавшим во время войны эстам пособия из монастырских запасов, искалеченных мечами и пушечным свинцом, иноки лечили и кормили из благочестия. С полей они несли тяжелые дубовые гробы-колоды, копали последние убежища, вмуровывали гробовые камни в стены и вписывали в синодик имена погибших.

Преподобный Корнилий закончил свой земной путь как мученик "много злая пострада", обезглавленный по навету, царём Иоанном (Грозным) в 1570 году 20 февраля на 69 году от рождения своего. Царь тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понёс в монастырь к церкви Успения. Тело Преподобномученика было положено в Пещерах, в 1690 году перенесено в соборную Успенскую церковь, в которой святые мощи преподобномученика Корнилия покоятся доныне.

До преподобномученика Корнилия были строители-основатели Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря преподобные Марк, Иона, Васса, но заслуга Корнилия в полноте духовной жизни обители, в её обустройстве, строительстве крепости - видимого щита Православия. Эта "корнилиевская закваска" осталась на века и созиждет монастырскую жизнь, охраняемую стенами, построенными игуменом Корнилием. Будучи строгим монахом, преподобный Корнилий был и великим патриотом Русской земли и искренним сторонником общественно-политических интересов Московского государства. Псково-Печерский монастырь в память традиции православного просветительства, начатой игуменом Корнилием,  уже десять лет ежегодно участвует в организации Корнилиевских православных образовательных чтений.


Постройки Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Архитектура.


На фото - храм Михаила Архангела 19 века, построенный в честь победы над Наполеоном в 1812 году. В храме Михаила Псково-Печерского монастыря с правой стороны от царских врат хранится святая десница святой мученицы Татианы. Остальные мощи св. Татианы, казненной в Риме, были утрачены. Путь святых мощей мученицы Татианы от Рима до стен Псково-Печерского монастыря длился с 225 года до 1977 года. Десницу Святой в Псково-Печерскую обитель передал в 1977 году отцу Иоанну (Крестьянкину) его двоюродный брат - иеромонах Владимир (Москвитин). В свою очередь, его родному брату архимандриту Афанасию (Москвитину) святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, которые впоследствии приняли от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в свое время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царско-Сельского государева дворца, где они хранились. 25 января православная церковь чтит память святой мученицы Татианы, которая является покровительницей российского студенчества.

Прибыли святые мощи мученицы Татианы в Россию еще при царе Алексии Михайловиче. Святыня в советское время хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием перед нею. В обители десную руку мученицы Татианы переоблачили и сокрыли в ковчежце, в нем она покоится и поныне.

Святая мученица Татиана родилась в н. III столетия в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж, и все свои силы отдала Церкви.

Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. При гонителе христиан шестнадцатилетнем императоре Александре Севере святая Татиана была подвергнута самым изощренным пыткам и вместе со своим отцом приняла казнь усекновением мечом, как римские граждане. Считается, что Татьян отличает сильная воля, интуиция, активность. Они очень сильны внутренне и умеют убеждать и вдохновлять собеседников, обладают аналитическим складом ума, умеют начинать все с нуля.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьВ Псково-Печерском монастыре два Святых источника, где можно попить Святой воды: На переднем плане это Корнильевский источник, имевший в древности важное стратегическое значение для защитников крепости. Вдали надкладезная красная шестигранная часовня, в которой бьет Живоносный источник. Часовня поставлена над источником в 1910 - 1911 году на средства благотворительницы монастыря княгини Ирины Россинской.фелинологические

15 февраля Русская Православная Церковь празднует Сретение Господне или встречу с Богом.

Сретенская церковь Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, памятник поздней культовой архитектуры, расположен на нижней площадке Печерского монастыря между Благовещенской церковью и Ризницей. Это двухэтажное белое кирпичное здание выполнено в псевдорусском стиле. На лицевой части парапета сделан киот с арочным завершением и килевидным кокошником. В киоте помещена живописная композиция "Сретение" (Сретение Господне это встреча с Богом), позднего письма. В Сретенском храме обители находятся чудотворные иконы Божией Матери "Троеручица" и "Взыскание погибших", покоятся мощи схииеромонаха преподобного Симеона (Желнина), целителя и провидца, умершего в 1960 году.


Предание рассказывает, как старцу Симеону, одному из 70 переводчиков Священного Писания с древнееврейского языка на греческий, было обещано от Бога, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Господа. Это Сретение Симеоном Богомладенца и празднует ежегодно Святая Православная Церковь в двунадесятый праздник Сретения Господня. В Евангелии от Луки (II. 25-33) рассказано о праведном Симеоне. "И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля".

Богословы толкуют Сретение Младенца Христа с Симеоном как встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу данного еврейскому народу Закона Божия и высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом. В лице праведного Симеона человечество встретилось с Богом. Такие встречи с Богом у верующего человека происходят постоянно в Таинствах Церкви - исповеди и причастии, высшем Таинстве соединения человека с Богом в Теле и Крови Господа Иисуса Христа, в личном Богообщении.

ворота под церковью николы ратногоСлавянское слово "сретение" означает "встреча". Русский же народ заметил, что в праздник Сретения зима встречается с весною, и в этом видится глубокий смысл. В час Сретения Господня отмирал Ветхий Завет и начинал возрастать Завет Новый. Старца Симеона ждала скорая кончина, Младенцу Иисусу предстояло воскресить падшее человечество в жизнь вечную. Этот праздник празднуется и как детский праздник: по иудейскому обычаю на сороковой день Богородица приносит в храм Иерусалима Богомладенца.

Арка Ворот под церковью Николы ратного. Там, под Никольской башней помещены 6 икон Божьей Матери, где она изображена в 6 ипостасях. Иконы были написаны Алипием, в 1960 году.

мостик к дому Настоятеля монастырядом Настоятеля монастыряСам этот факт говорит верующему человеку о том, что без церкви ничего доброго в жизни детей не произойдет, поэтому надо не только молиться о своих детях, но и просить их молиться за нас. Духовенство, люди Церкви знают, что молитва детей во много раз действеннее нашей взрослой молитвы, если ребенок просит искренне о помощи своим родителям, близким – это исполняется, и совершаются чудеса: люди перестают пить, по детской молитве восстанавливаются семьи. Мы приводим детей в храм, но и они нас вымаливают у Бога. Господь говорит нам: "Будьте как дети", потому что дети ближе к Богу, и они для нас более пример, чем мы для них, у детей существуют особые личные отношения с Богом.

Дом Настоятеля Псково-Печерского монастыря - окрашен в зеленый цвет. Мостик над ручьем Каменец к дому Настоятеля, построен по проекту Алипия.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырьТрапезная монастыря пристроена к Братскому корпусу и церкви Святого Лазаря. Здание двухэтажное, красное кирпичное, в псевдо-русском стиле конца 19 в.

Церковь Лазаря расположена на нижней площадке монастыря рядом с "Кровавым Путем". Единственным украшением церкви служит пышная барочная глава на граненом барабане с постаментом. Нижняя часть главы окрашена в синий цвет с накладными позолоченными звездами, верхняя часть главы позолочена.

архитектурный ансамбльРядом с Церковью Лазаря  и домом Настоятеля находится лестница Псково-Печерского монастыря с нижней площадки монастыря к Михайловскому собору.

В Псково-Печерском монастыре все здания окрашены в определенные цвета: начинается архитектурный ансамбль нижней площадки постройкой желтого цвета Церковью Лазаря, а заканчивается Успено-Покровским двухэтажным храмом желтого цвета. Все остальные здания окрашены в белый и красный, наблюдается чередование цветов. Это чтобы объединить разновременные, разношерстные сооружения в единое целое, в архитектурный ансамбль.

Фотографии Псково-Печерского монастыря.

Мы видим парадные, нарядные красочные монастырские здания. все хозяйственные постройки находятся за ними. Ниже фотографии внутренних двориков, там тоже царит порядок и красота.