Псковские монастыри. Симанский Спасо-Казанский женский монастырь на Псковщине

Псков, Свято-Введенский женский монастырь на Псковщине. Симанский Спасо-Казанский женский монастырьПсковские монастыри. Свято-Введенский женский монастырь на Псковщине


В Симанском монастыре г. Острова Псковской области освящен закладной камень на месте восстанавливаемого храма в честь Спаса Нерукотворенного, через сто десять лет со времени основания Спасо-Казанского монастыря, 23 августа 2007 года. Восстанавливается второй храм во имя Спаса Нерукотворенного, первый был построен в 1838 году и разобран в советское время. Игумения Симанской обители Маркелла.

В конце XIX века в городе Острове, расположенном в 50 километрах от Пскова по пути в Святогорский монастырь, был учрежден Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями монастыря были Симанские - древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, ставшей впоследствии основой Спасо-Казанского монастыря. Родом Симанских особо почитался образ Казанской иконы Божией Матери, и в честь него, собранная при основании монастыря в 1896 году община, получила название Казанской. Брат деда Алексия I, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году земли, храм, а также начальный капитал под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике.

Через год, 17 августа 1897 года, состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми, от него осталась пустыня из камней. Местные жители буквально разобрали храмы обители по кирпичам на собственные нужды.

13 октября 2003 года по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери. Руководит новосозданной общиной и восстановительными работами архимандрит Сергий (Сосновский) -  благочинный города Остров и настоятель Троицкого собора. В феврале 2004 года Владыка Евсевий благословил собирать сестер в возрождаемую обитель и поручил это монахине Маркелле (Павловой). В 2000-2002 гг. мать Маркелла возглавляла строительство самой дальней женской обители, первого монастыря на Камчатской земле за всю историю России, во имя Казанской иконы Божией Матери. Знаменательно, что оба монастыря - Камчатский и Симанский - посвящены Казанской иконе Божией Матери, которая так дорога и почитаема всеми русскими людьми. Весть о том, что в городе Острове возрождается Симанский Спасо-Казанский женский монастырь, основанный предками Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского), уже успела облететь всю Россию, об этом узнали даже далеко за ее пределами. И сразу потекла народная помощь из разных городов.

По свидетельствам современников Спасская церковь выглядела величественно и красиво на фоне окружающей деревянной застройки. Внутреннее помещение храма казалось объемным, наполненным воздухом и светом. Здесь было собрано много ценных икон. 


Монастырь до 1917 года


Сейчас в Обители хранится список чудотворной иконы Божией Матери, явленной в Казани в 1579 г. – это главная святыня. По особому промыслу Божию, это икона оказалась единственной уцелевшей после закрытия и разорения монастыря. Образ сей особо почитался родом Симанских, и в честь нее собранная при основании монастыря в 1896 г. община получила название Казанской. Своей красотой и чудесами икона Казанской Божией Матери привлекает многочисленных паломников и благотворителей и тем самым помогает строить и восстанавливать Симанскую Обитель. 

1902 году - состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью. 
В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя Равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось - во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку.

Святые Врата Симанского монастыря - Врата в Царствие Небесное!
Батюшка Николай Гурьянов всегда молился за матушку Маркеллу, и даже теперь, после тесной смерти, чувствуется, что он не оставляет ее без своей молитвенной поддержки.
Что подтвердилось и на этот раз, когда после окончания длительного лечения в Санкт-Петербурге, врачи запретили Матушке возвращаться на Камчатку из-за неподходящих для ее здоровья климатических условий. Чтобы определиться в своем дальнейшем пути, она отправилась на остров Залит, помолиться на могилке Старца Николая Гурьянова и здесь же ей предложили принять участие в восстановлении Симанского Спасо-Казанского женского монастыря. К началу восстановления монастыря о существовании Симанской Спасо-Казанской обители напоминали лишь разрушенная церковь Спаса Нерукотворного Образа, части фундамента Казанского Собора и Святые Врата монастыря. Эти Святые Врата образно называли "Вратами в Царствие Небесное", ведь через них надлежало пройти тем, кто будет строить, восстанавливать, благоукрашать Обитель, а участие в строительстве монастырей издавна считалось душеспасительным делом. Храм Спаса Нерукотворного Образа.