Свято-Введенский женский монастырь на Псковщине.
"ПРИГОРОД Владимирец построен псковичами на рубежах своих владений для защиты от нападений своих соседей – братьев новгородцев", - сказано в одном из исторических источников.
Володчина гора, на которой возвели крепость, находилась в начале прошлого века на территории Сонинской волости (ныне Шиковской)
в 50 верстах от г. Острова Псковской области. В длину она составляла 54 сажени, в ширину - 29, по форме напоминала четырехугольник. При этом подошва горы продолговатая, поверхность площади ровная, обрытая вокруг валом.
Внешние укрепления насыпного вала, - информирует источник, - сохранились до сих пор. На востоке, в углу, находится насыпной курган. В прежние времена в нем был оборудован тайник со сводами из плит. С южной стороны имелся колодец, ныне засыпанный землей. С западной располагался спуск с крыльцами. Плиты из тайника, ступеней, употреблены на постройку колокольни церкви святого Николая.
В настоящее время городище стоит на открытом месте, но существует предание, что в древности его с трех сторон окружал болотистый лес. Псковский летописец повествует: "псковитяне
заложили в 6970 (1462) году другой новый городок на Володчиной горе и нарекли
Володимирец, и в нем поставили церковь святого Николая, которую тогда же и освятили".
По версии новгородского епископа Иоакима, писавшего историю ранее Нестора, славянский князь Вандал имел трех сыновей - Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по граду, нарек их именами. Изборск во имя Избора,
Владимир во имя Владимира (Владимирец). Из летописи следует, что в 1462 году пригород возвели в очередной раз, видимо, до того его разорили враги. Их было немало. В 1560 году для защиты Владимирца и других псковских пригородов в западную область Руси прибыл конный отряд во главе с князем Василием Борбошиным. В это время сюда вторглось "малое немецкое войско" во главе с воеводой Ламошка. Немцы под Владимирцем были разбиты, руководитель отряда пленен и отправлен в Москву, где его казнили.
Сегодня считают, что пригород наречен в честь крестителя Руси, князя Владимира, который провел здесь детство и отрочество. Выходит, что он служил форпостом на юго-востоке псковской земли еще в Х веке. С крепостью связано множество преданий. По одному из них, когда в 1580 году на родную землю нагрянуло войско Стефана Батория, жители пригорода собрались в церкви, "силы небесные раскрыли землю и церковь ушла под нее". Некоторые люди позже даже слышали пасхальное пение, доносившееся из недр земли.
Достоверно известно, что церковь существовала, как и сам пригород, разоренный завоевателями.
Храм, существующий до сих пор, сооружен в 18 в. (1797) году (другой источник указывал 1780 год) на соседнем холме. Каменная церковь святого Николая Чудотворца имеет два придела: во имя Рождества Богородицы и святителя Дмитрия Ростовского чудотворца. В конце XVI века Владимирец превратился в обычный погост, который выгорел в 1875 году, не пострадала лишь церковь.
В XX веке стихии иного рода пронеслись над Владимирцем. В 1931 году сняли и разбили все семь колоколов. Во время оккупации в Великую Отечественную войну завоеватели превратили храм в конюшню, а убегая, прихватили с собой огромный иконостас.
В наши дни ближайший населенный пункт от древнего городища находится в пяти километрах. Все шло к тому, что судьбу крепости в конце XX века разделит и церковь. Но
в 1990 году на базе сохранившихся построек отец Нифонт основал Свято-Введенский женский монастырь. Он приложил немало сил, чтобы вдохнуть жизнь в запущенное, ветшающее хозяйство. На территории Владимирца появились новые здания, в которых разместились кельи, трапезная... Строительство не затихает и сейчас. В помощниках у настоятеля монастыря ныне послушник Владимир. О культовом учреждении проявляют заботу муниципальные власти, командование воинской части. Именно ее инженерное подразделение перекинуло мост через речку, связав монастырь с "большой землей".
Сейчас в монастыре живут 12 женщин, некоторые до ухода в монастырь жили в Белоруссии, на Северном Кавказе... Порвав с мирской жизнью, они поселились в краю лесов и болот, где служат Богу в труде и молитвах. Труд - основа их бытия. На подворье в монастыре 8 коров, 12 овец, лошадь. Монахини трудятся в огороде, выращивая разнообразные овощи. Часть произведенной продукции: мясо, творог, сыр, сметану, - они реализуют.
Этим летом устоявшийся, размеренный быт монастыря взорвала детвора. С благословения архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия
в Свято-Введенском организовали православный лагерь. Во Владимирец приехали 26 детей и 4 преподавателя во главе с Аллой Костиной. Дети есть дети, они, конечно, озорничали. В первые 2-3 дня педагоги немало выслушали по этому поводу от матушек - именно столько времени ушло на адаптацию в новых для ребят условиях. Они жили по четко отлаженному монастырскому распорядку, за одним исключением: если монахини вставали в половине пятого, детям позволялось просыпаться на несколько часов позже. Многое для детей оказалось в новинку. В православном лагере, в отличие от оздоровительных, где в основном дети развлекаются, в основу был положен труд. Мальчишки таскали кирпичи, помогая брату Владимиру на стройке. Девочки помогали монахиням в огороде. Дуняша Красова через день пасла скот. В некоторые дни разрешалось проводить занятия по рукоделию.
Постепенно дети привыкли к строгим правилам монастырского быта. Когда закончилась смена, с сожалением покидали свои кельи. Монотонность повседневного быта забылась, запомнилось другое: поездка с отцом Нифонтом к святому источнику (где приняли ледяную купель), к тому месту, где прежде стояла часовня Иоанна Крестителя. Очаровали детвору рассказы о чудесах: в полдень и в 16 часов над соседним озерцом из облаков образуется крест, а макушка ели, растущей около храма, также напоминает крест, расположенный параллельно церковному.
В воспоминаниях преподавателей остался не только нелегкий быт, но и удивительная церковь, где сохранилось большое количество икон, написанных в одно время, в одном стиле. Обычно в храмах всего по 2 - 3 иконы одной эпохи. Настоятель монастыря, тепло принявший детей, мечтает соорудить еще одну церковь, там, где она исконно стояла.
Старинный храм имел подземный ход, одна его ветка выводила к воде (реке), вторая - на сушу (вдалеке от церкви).
В Свято-Введенском монастыре предполагают, что ход сохранился, а поэтому не спешат реализовать задуманное. На монастырском подворье и без того хватает дел. Еще предстоит приложить немало сил для обустройства Владимирца.
В настоящее время ансамбль монастыря состоит из Никольской церкви (1798 год), ворот с привратной часовней,
дома причта. Архитектурный ансамбль находится под охраной как памятник местного значения.
Литература: Федоров А., Владимирец, Новости Пскова. 2002