Иконостас храма А. Невского. Часовня Державной Божьей Матери.
Все о Пскове. Информация о гостиницах и музеях Пскова. Псков на фотографиях. Псков - древний русский город.псков, информация о городеfood, cooking, recipesпсковrussia, pskov

Псков: Строительство храма А. Невского во Пскове.

храма А. Невского во Пскове.Храм строился для 96 - ого пехотного Омского полка, квартировавшего в г. Пскове, во имя Благоверного Великого князя А. Невского. Этот полк участвовал в Отечественной войне 1812 г, а позже сражался за освобождение Болгарии от османского ига в 1877 - 1878 годах. В 1894 году было начато строительство казарм в нашем городе, для размещения Омского полка. А в стремлении уберечь страну от надвигающейся катастрофы было принято решение возвести этот храм. При военном министре тогдашней России Алексее Николаевиче Куропаткине (1848 - 1925), была учреждена при Военном Совете военного министерства комиссия по вопросам удовлетворения религиозных нужд войск. Кстати сказать, он наш земляк, родился и умер в Псковской губернии, являлся главнокомандующим русской армией в русско-японскую войну 1904 - 1905 г.г. 

Часовня Державной Божьей Матери. Разработать типовой проект полковой церкви было поручено Фёдору Михайловичу Вержбицкому. Он имел большую строительную практику. Созданный им тип церкви продолжал направление в церковном строительстве, начатое в первой половине 19 века великим Российским архитектором Константином Андреевичем Тоном - автором проекта храма Христа Спасителя в Москве. Проект Вержбицкого отвечал прогрессивным тенденциям в строительстве 20 - го века: с минимум средств достигать максимальной выразительности и эффективности. Отклонения от образцового проекта с целью улучшения внешнего облика храма ввёл военный инженер Дмитрий Коронатович Костомаров, а также сами исполнители - псковские каменных дел мастера, издавна известные своим умением.
Храм строился в течение двух строительных сезонов - 1907 - 1908 годов. 
Однако недолго звучали колокола храма, недолго мерцали в нём свечи и слышались под его сводами молитвы, обращённые к Богу. В 1918 году храм закрыли, а позже разрушили шатровую колокольню и главу храма. Утерявший значительную часть своей красоты, он был превращён в дом офицеров. Затем храм и вовсе обратили в склад.

Когда началась перестройка, во Пскове стали открываться храмы. В 1990 г. храм Александра Невского был передан верующим. В 1992 году в храме возобновились богослужения, после ремонта. В 1995 году Президентом России храму были подарены колокола. Отлиты они в Каменск - Уральском, самый большой колокол весит 670 кг, а самый маленький - 8 кг.

В храме св. князя Александра Невского служит Протоиерей Олег Тэор, он живет во Пскове, но известен далеко за пределами своей епархии и является примером ревностного служения Русской Православной Церкви, отец Олег является духовником Псковской воздушно-десантной дивизии. Батюшка не раз бывал в Чечне вместе с русскими воинами, где, исполняя священнический долг, крестил, исповедовал, причащал, утешал живых и отпевал положивших жизнь свою. У него имеется множество альбомов с фотографиями, письмами и стихами воинов, ветеранов чеченской войны. Протоиерей Олег вместе с верующими тщательно хранит память о погибших и молиться за все воинство российское в Псковском храме Александра Невского. Протоиерей Олег Тэор собирает на протяжении 40 лет уникальную библиотеку при храме св. А. Невского. Она насчитывает около 45 тысяч томов от времени царя Алексия Михайловича. В библиотеке хранится много рукописных книг, Ветхий Завет с пометами царя-мученика Николая Второго, Евангелие XVII века, дневниковые записи Валаамских старцев, дореволюционные пластинки с записями церковных хоров храма Христа Спасителя и Чудова монастыря, книги по преподаванию медицинской науки XVIII века, редкая краеведческая литература.

3 апреля 2001 г. Храм святого князя Александра Невского пополнился новой реликвией: крестом с чудотворными частицами мощей святой великомученицы Варвары, святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и преподобного Серафима Саровского - чудотворца.

Крест был когда-то пожертвован храму. Настоятель храма протоиерей отец Олег Тэор попросил искусствоведа Псковского музея-заповедника Ирину Родникову описать крест - серебряный, внутри полый. По обнаруженным надписям и клеймам искусствоведу удалось установить дату и место изготовления креста: Москва, 40-е г. г. XVIII века. Впрочем, подобные кресты-мощевики распространены были по Руси еще со времен Ивана Грозного. При дальнейшем исследовании креста, когда его, чтобы почистить, пришлось раскрыть, Ирина Родникова обнаружила внутри деревянный крестик. Пластинки на нем покрывали надписи: "Мощи Варвары муч.", "Мощи св. Димитр Рост.", "Мощи Серафима Сар. ч."

Мощи великомученицы Варвары оказались на Руси в конце XI - начале XII века. Они попали на русскую землю из Константинополя и хранились вплоть до начала XX века в Киевском Златоверхнем Михайловском монастыре. Мощи святителя Димитрия Ростовского были отрыты через 40 лет после его кончины в 1709 году. Они прославлены чудотворениями. А мощи преподоьного Серафима Саровского находятся в Серафимо-Дивеевской обители (Нижегородская губерния), преподобный был канонизирован в 1903 году, тогда же, по мнению Ирины Родниковой, изготовлен деревянный крест, в него, кроме мощей нового чудотворца, вложены более древние реликвии. Находящиеся в деревянном крестике мощи источают благоухание.

Иконостас храма. Житие А. Невского. 

Иконостас храму Св. А. Невского подарен Святейшим патриархом Алексием 2. 

Авторы его - художники из Палеха, лауреаты Государственной премии Российской Федерации: Кукулиев Борис Николаевич, народный художник России, Адеянов Сергей Яковлевич, Бушков Владимир Авенирович, Кукулиев Николай Борисович, Макашов Василий Семёнович.
Монументальная работа состоит из 7 икон, обрамленных деревянной резьбой из липы. Техника: дерево (липа), левкас, яичная темпера, золото, лак.
На первой иконе изображено посажение на Новгородский престол ещё юного князя Александра. В центре - князь Александр при совершении чина; над головой - ангел, держащий княжеский головной убор, как символ наделения власти от Господа. Левее изображена рука Всевышнего благословляющая на княжение. Справа - Новгородский архиепископ, благословляющий князя со свитой духовенства. Слева - отец Александра князь Ярослав с князьями и боярами в присутствии передачи сыну Новгородский престол.
На второй иконе изображено Новгородское вече. Князь Александр зачитывает свой наказ жителям Новгорода. Справа изображена большая группа людей разных сословий по - разному реагирующая на Александра. На изображены два крестьянина, которых должен рассудить князь. Слева изображены перешёптывающиеся бояре.
На третьей иконе изображено благословение князя Александра и его войска на битву с иноземными завоевателями (шведами, немцами). Справа - архиепископ, благословляющий крестом и духовенство с иконами, провожающие своего князя для защиты Родины. Вверху изображено видение Бориса и Глеба перед Невской битвой, плывущих в ладье.
На четвёртой иконе изображена главная развязка всей композиции. В центре изображён князь Александр в доспехах, над головой которого два ангела, держащие рипиды. Справа изображён князь, преклонившийся перед князем Александром с хлебом в окружении духовных лиц и военачальников. Слева - изображён князь, преклонившийся перед Александром с мечём в окружении бояр и воевод.
На пятой иконе - Александр Невский на коне, как символ победителя. Справа - битва с немцами (на Чудском озере), слева - со шведами (на реке Неве). Вверху изображены солнце и луна, как символ длительной борьбы с западными завоевателями.
На шестой иконе справа Александр Невский на троне, принимающий папских послов. Слева вверху изображён князь Александр в Золотой Орде у хана. 
На седьмой иконе - в центре князь Александр (Алексий) принявший схиму, в руках которого свиток с текстом тропаря русской земли. Около схимонаха изображены юные князь и воин, как символ единства церкви, власти и её исполнения. В правом верхнем углу символическое изображение благословения Господня в виде благословляющей руки.
Композиция имеет 5 вставок. В центре изображены Спаситель с Богородицей и Иоанном Крестителем, как самые почитаемые этой церковью. По сторонам изображены святые Борис, Ольга, князь Владимир, Глеб, которые являются кровными родственниками великому князю Александру и его духовными покровителями. В 1995 году за серию пластин к "Евангелию в красках Палеха", и за цикл "Житие Александра Невского" присуждена Государственная премия России в области литературы и искусства.

Настоятель воинского храма Св. А. Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор удостоился премии "Народное достояние" в номинации "Пастырское служение обществу", в 2008 г. Награда "Народное достояние" вручается "за значительный вклад в возрождение и развитие нравственного общества" и присуждается в сфере педагогики, СМИ, литературы и искусства.

Часовня Державной иконы Божьей Матери.

В Пскове в 1995 г. был объявлен конкурс на создание часовни в память о солдатах и офицерах, погибших в мирное послевоенное время. Конкурс не ограничивал числа участников, был открыт для архитекторов любого города, но условием была поставлена максимальная стоимость сооружения - 500 000 000 руб. Деньги на устройство памятника собирали среди населения области и города.
Победителями были признаны Людмила Илларионовна Савельева и Владимир Илларионович Тонких. Они создали проект памятника в виде стилизованной часовни. Верх часовни выполнен в виде купола раскрывающегося парашюта, он опирается на столбы - символические стропы, завершается это сооружение шлемовидной главкой с крестом. За часовней установлен полированного гранита обелиск с высеченными на нём именами воинов, погибших в мирное время. К сентябрю 1996 г. проект был воплощён в материале, открыт 12 сентября и освящён митрополитом Псковской области. 

Часовня Державной иконы Божьей Матери построена в память об убиенных воинах Псковского гарнизона, погибших во 2-ой половине 20 в. при исполнении служебного долга.