Иконостас Троицкого Собора во Пскове. Экскурсии, музеи, гостиницы.
Все о Пскове. Информация о гостиницах и музеях Пскова. Псков на фотографиях. Псков - древний русский город.псков, информация о городеfood, cooking, recipesпсковrussia, pskov

Псков: Иконостас Троицкого Собора во Пскове.

Иконостас Троицкого Собора во Пскове.Самый ранний из дошедших до нашего времени и самый выдающийся памятник декоративно-прикладного искусства XVII-XIX вв. - иконостас Псковского кафедрального Троицкого собора. Деревянный золоченый семиярусный иконостас Троицкого собора является редким образцом так называемой "флемской резьбы", распространенной в России во второй половине XVII - начале XVIII вв. Термин пришел с Украины - "флемская" - пламенеющая. Это резьба высокого рельефа образует игру светотени. Иконостас сохранился с незначительными переделками.
"...Обращает на себя внимание нижний ярус, сделанный в виде цоколя для всего иконостаса. В нем помещены изображения древних философов и мудрецов с хартиями в виде свитков в руках. На свитках каждого написано какое-либо изречение - пророчественное, относящееся к явлению в мир Мессии". На цоколе не сохранилась древняя резьба - существующая сделана недавно. 
Исключительным мастерством и искусством отличается в иконостасе резьба по дереву, выполненная высоким рельефом с золочением по левкасу. Разнообразные растительные формы (виноградная лоза листья и ветки аканта, орехи в чашечках, другие цветы и растения) переплетаются, образуя игру света и тени. 
Основная масса резьбы сосредоточена на нижних ярусах, а самые верхние ярусы (6-й и 7-й), похожие на ряд икон-картин, вставленных в рамы ажурной резьбы, возможно, созданы в результате поновления иконостаса в 1759 г. 
Немецко-фашистские захватчики, отступая из Пскова в 1944 г., заминировали собор. Мины "сюрпризы" были установлены у царских врат, у боковых дверей иконостаса, на лестнице, ведущей на хоры, и в других местах собора. От взрыва одной из мин пострадали верхние ярусы иконостаса собора. Благодаря героизму советских воинов удалось спасти этот редкий памятник архитектуры. 

1 - ый ряд - местночтимые иконы.
В центре - царские врата - двустворчатые. В Алтаре совершается основное таинство. Над дверьми - навершие - сень - Тайная Вечеря, 8 медалей.

12 особых местночтимых икон.

(от центра правая сторона)

1. Христос Вседержитель.
2. Святая Троица.
3. Благовещение: дева Мария и Архангел Гавриил.
4. Три святителя: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, над ними образ Святителя Спаса.
5. Николай Чудотворец, князь Гавриил Псковский - изображены в молении - над ними Христос.
6. Образ Лаврентия - на южных вратах.

(от центра левая сторона).

1. Богоматерь с Христом.
2. Иоанн Предтечи.
3. Апостолы Иоанн и Павел.
4. Святитель Московский.
5. Митрополит Филипп и человек божий Алексий в молении.
6. Образ архидьякона Стефана.

2 - ой ряд праздничный, т.е. изображение сцен из земной жизни Христа.
12 икон.

(слева)

1. Крещение.
2. Рождество Христово.
3. Рождество Богоматери.
4. Введение во храм.
5. Успение Богоматери.
6. Сретенье Господне.

(справа)

1. Сошествие во ад.
2. Преображение.

3. Вход в Иерусалим.
4. Вознесение.
5. Сошествие Святого Духа.
6. Благовещение.

3 - ий ряд - деисусный - сцены моления.
В центре - деисус из 3 - ёх фигур: Иисус Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, а по сторонам участники сцены:

(справа)

1. Апостол Павел
2. Апостол - евангелист - Матфей.
3. Апостол Иуда.
4. Яков.
5. Варфоломей.
6. Филипп.

(слева)

1. Апостол Петр.
2. Евангелист - Иоанн.
3. Андрей.
4. Симеон.
5. Апостол Симеон
6. Фома.

4 - ый ярус - пророческий.
Центральная икона: Богоматерь с младенцем.

(правая сторона)

1. Царь Соломон.
2. Пророк Исаия.
3. Захарий.
4. Иеремия.
5. Иезекииль.
6. Елисей.

(левая сторона)

1. Пророк Аввакум.
2. Моисей.
3. Аарон.
4. Илия.
5. Даниил.
6. Аввакум.

5 - ый ряд - праотеческий.
В центре Бог Саваоф.

(правая сторона)

1. Адам.
2. Авель.
3. Исаак.
4. Иаков.
5. Симеон.
6. Сим.

(левая сторона)

1. Авраам.
2. Ной.
3. Лот.
4. Вениамин.
5. Сих.
6. Енох.

6 - ой ярус - страсти Христовы. Земная жизнь Христа.
В центре - снятие Христа со Креста.

(правая сторона)

1. Положение во гроб.
2. Чудо воскресения Христа с толпой у гроба.
3. Чудо воскресения Христа с ангелами у гроба Господня.

(слева)

1. Взятие Христа под стражу.
2. Истязания Христа.
3. Моление о чаше.

7 - ой ярус - в центре распятие.

(справа)

1. Архангел Гавриил.
2. Мария Магдалина.
3. Архангел Михаил.

(слева)

1. Богоматерь
2. Святая Мария Иакова.
3. Святая Мария Клеопова, сестра матери Христа.


Иконопись появилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византии новую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической систему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Т.е., Русь получила икону как одно из "оснований" новой религии.

Техника иконописи:

1. Доска от плотника, тщательно подбирались доски иконы.
2. Всю лицевую строну иконы заклеивали холстом, т. е. "паволакивали". (Паволока - ткань, наклеенная на доску, на которую наносился левкас (грунт).
3. Доску грунтовали под живопись, т. е. левкасили. (Левкас - грунт, состоящий из животного клея (чаще всего мездряной, сваренный из обрезков кожи с липкой подкожной плёнкой или изготовлен из рыбьей чешуи) и мела, в некоторых случаях, особенно и итальянской живописи, вместо мела применялись гипс и алебастр). Тонкий и плотный левкас наносился кистью.
4. Грунт выглаживали пемзой при непрерывном смачивании.
5. На сухой поверхности наводили лоск хвощём. Итак уходило несколько дней.
6. Эскиз. А. Раскрытие - т. е. намётка цветовой композиции произведения. Б. Опись и роспись.
Изображаются на иконах: Апостол Пётр - привратник у райских ворот - с ключами в руках. Павел - богослов - с книгой в руках. Козьма и Демьян - с коробочками медикаментов. Святители (епископы, митрополиты) - держат закрытые Евангелия. Пророки - свитки. Мученики - кресты, ангелы - посохи, архангелы - зеркала. Большие размеры - выделяют главное действующее лицо.
Символика храмов: 4 стены храма, объединенные одной главой - 4 стороны света под властью единой вселенской церкви; алтарь во всех церквах помещался на востоке: по Библии, на востоке располагалась райская земля - Эдем; по Евангелию, на востоке произошло вознесение Христа. В целом система росписей христианского храма представляла собой строго продуманное целое.

В псковской иконописи все отличается самостоятельностью, оригинальностью и неповторимостью. Начиная от способа обработки доски и кончая структурой построения ликов, псковский художник стремился не выйти за рамки принятой в псковском искусстве системы. Почти все псковские иконы XIV века - классического периода в истории этой школы - написаны на сосновых досках, сработанных и скрепленных между собой с помощью таких похожих столярных приемов, что кажется, один умелый ремесленник руководил их изготовлением. Левкасные грунты также специфичны в псковских иконах. Они нанесены на деревянную основу плотными слоями, поверхность левкаса не зашлифована под стекло, как, например, в суздальских образцах, а отличается шероховатой, неровной фактурой. Левкашение икон в древнем Пскове напоминает принцип обмазки церковных построек города штукатуркой, положенной свободно и неравномерно, вылепленной руками строителей, не заботившихся о наведении особого глянца. Подобный способ обработки грунта придает внешнему виду псковских икон особую простоту и делает более живописными красочные плоскости. Благодаря такому ручному левкашению достигнуто впечатление свободной построенности иконы, столь иллюзорно выглядит верхний слой грунта, будто сейчас положенный иконописцем.

Псковские художники - выдающиеся мастера колорита. Кроме умения использовать лучшие достижения современной живописи в искусстве цветовых построений они и здесь оказались оригинальными творцами. В мастерских древнего Пскова пользовались охотно красками местного происхождения, и псковскую палитру с полным правом можно считать единственной в своей цветовой оригинальности. Местные иконописцы, судя по сохранившимся памятникам, ограниченно и скупо применяли золото, особенно на раннем этапе становления псковской школы. Листочки золота заменяла желтая краска, добываемая тут же, в Пскове. Покрытый ею фон древних икон кажется более воздушным и легким, чем плотные золотые поверхности византийских или новгородских образцов. Псковичи, так же как и в процессе левкашения, наносили желтую краску свободно, неравномерными плоскостями, так что нередко можно видеть следы движения кисти. Фон псковских икон светится изнутри. Пламенеющая краска становится особенно живой, когда рассматриваешь псковские памятники при горящих свечах, на свет которых и рассчитывали старые мастера при написании иконы. Не менее замечательна и зеленая краска местного происхождения, присутствующая чуть ли не во всех древних псковских иконах. Она обладает удивительной материальностью и насыщенностью. Псковичи применяют ее умело, варьируя плотность красочных слоев и силу звучания цвета.

Манера письма художников древнего Пскова поистине уникальна. Псковскую икону, особенно местной школы, созданную в XIV - XV веках, сразу выделишь среди других произведений средневековой живописи. Никто из современников не мог написать такие лики, какие смотрят с икон древнего Пскова. Да они, вероятно, казались мастерам остальных русских городов странными, далеко не соответствующими традиционным представлениям и канонам изображения святых. Необычайная экспрессия, переходящая в фанатизм духовный, обдуманный, а не внешний, исступленный, передавалась псковичами с помощью контрастного сопоставления цвета и света, осмысленной деформации линии рисунка и красочных плоскостей. Динамичные ходы имеют свое продолжение в конструктивном построении фигур на псковских иконах. Художники любят фиксировать моменты энергичного движения, продиктованного внутренними силами и руководимого какими-то незримыми центрами. В динамике псковских икон абсолютно исключен момент суетности. Пробела, отмечающие складки одежды на псковских живописных образцах, хотя и далеки от строгой геометрической системы византийских прототипов, отнюдь не выглядят небрежными и хаотическими, так как и они подчинены воле художника, глубоко чувствующего предельные грани возможного и невозможного, допустимого и не допустимого каноном.

Трудность ответа на поставленные вопросы о значении псковской школы живописи заключена в поисках внутренних идейных причин оригинальности местного искусства. Для того чтобы сохранить в такой неприкосновенности художественную форму и стиль, нужно служить высочайшей идее, разделять полностью вкусы и требования своих заказчиков. Религиозные догматы должны были быть переосмыслены художниками, создавшими иконы, непохожие на известные памятники, переосмыслены и приняты за основу творчества. Кто и как руководил в поисках самостоятельного пути псковскими иконописцами, станет известно после тщательного изучения всех вновь открытых творений одной из важнейших школ древнерусской живописи.

Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название "Спас Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения о Иисусе Христе. "Спас Вседержитель" - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычецей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, "пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

3 - ий Ряд: Первые среди равных - Петр и Павел (12 июля). Они рядом на иконах. Привычно сочетание их имен, самые известные, самые авторитетные среди христианских апостолов. Петр трижды отрекся от Христа в пору испытаний. Павел начинал как жестокий гонитель христиан. Но именно Петру и Павлу принадлежит первенство в распространении Евангелия и создании Церкви Христовой. Они обошли множество стран, терпели всевозможные  бедствия и лишения, ненависть и угрозы со стороны язычников и иудеев. Апостол Павел множество раз находился в темницах, терпел побои, чудом спасался при кораблекрушениях. Он проповедовал в в основном среди иудеев, живущих в рассеянии, а Петр более всего - среди язычников.
 Пётр был родом из небольшого  галилейского городка Вифсаиды, что означает «рыбачье место». Старший из братьев, он занимался рыболовством и содержал на своём иждивении помимо жены и детей, престарелого отца и тёщу. Петр первым из апостолов исповедовал Христа как сына Бога. И тогда Христос сказал ему: «Ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою». У него была горячая, пламенная душа, но он не всегда мог чувства подчинить рассудку. Во время душевного горения он готов был умереть за Христа, однако, случалось, терял веру и впадал в малодушие, как это было во дворе первосвященника Каифы, когда он трижды отрекся от Христа. Существует предание, что этот свой грех апостол Петр оплакивал всю свою дальнейшую жизнь, и от постоянного плача его глаза были всегда красными …Совсем иначе складывалась жизнь Павла, который прежде носил имя Савл. Родился он в Тарсе, на территории современной Турции, в знатной семье римских граждан. Был прекрасно образован, знал несколько языков. Как строгий ревнитель отеческого закона был в числе жестоких преследователей Христиан и участвовал в жестокой казни первомученика Стефана. Его духовное прозрение произошло на пути в Дамаск, куда он шел препровождать тамошних христиан в Иерусалим для суда. Среди дня вдруг увидел свет с неба, превосходивший солнечное сияние, который ослепил его и шедших с ним. Когда все в страхе пали на землю, он услышал голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». «Кто Ты, Господи?» - спросил потрясенный Савл. «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.» Савл ослеп и три дня провел без пищи и пития. А после того, как принял крещение от апостола Анании, снова стал видеть и преобразился из гонителя христиан в неутомимого и бесстрашного проповедника нового учения. Окончили свой земной путь оба апостола в Риме в 67 году при императоре Нероне во время жестоких гонений на христиан. Петр был распят вниз головой (по его собственной просьбе), а апостол Павел как римский гражданин усечен мечом.

5 - ый ряд: Справа от центра, на первой иконе, вы видите седого старца. Этот человек жил на земле очень давно. Это Адам - первый человек, по Библии, он прожил 930 лет. У Адама и Евы, после изгнания их из Едема родились сыновья - вначале Каин, позже появился Авель. Авеля вы видите рядом с Адамом, на следующей иконе, чуть правее. Жизнь Авеля закончилась довольно трагично. Он был убит своим родным братом Каином.

«Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя грубую оболочку – тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела ..»

Когда человек покинет тело, освободится от всего земного, он ярко увидит размер того греха, который совершил. Только уже ничего нельзя будет исправить, и от ответственности не уйти. А за всю жизнь может столько набраться, что человек не в силах будет подняться из созданной им самим трясины.

     Говорят: гореть в аду. Что это такое? Это когда человек набрал столько отрицательной энергии, что когда его тонкая система энергий освобождается от тела (смерть), черная энергетика погружает его до расплавленных магм, и только там уравновешивается.

   Если человек делал в течение своей жизни добрые дела, то его энергетика положительная, она поднимает сгусток энергии человека вверх, и говорят: ушел в рай.

Когда тело изнашивается, мы умираем, переходим из одной формы жизни в другую, и тогда человек существует в других измерениях, в тонкоматериальной форме.

Время шло, на земле одно поколение сменялось другим. "И растлилась земля пред лицем Господа и наполнилась земля злодеяниями."
"И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрёл благодать пред очами Господа." В этом же ряду, но справа от центра, вторая икона, здесь вы видите Ноя. По Библии, Господь уничтожил всё живое на земле, наведя потоп водный на неё. Дождь лил 40 дней и сорок ночей, так сильно, что даже верхушки самых высоких гор оказались затопленными. На всей планете из людей спаслись только Ной со своей женой, и 3 его сына: Сим, Хам, Иафет с жёнами. Видя, что Ной человек праведный и непорочный, Господь велел ему построить огромный корабль - ковчег, из дерева гофер и взять с собой в ковчег на время потопа всех животных и птиц - по паре, чтобы они тоже смогли спастись вместе с семьёй Ноя. Долго обсыхала земля от обилия воды. Целый год Ной, его семья и животные вынуждены были жить в ковчеге. От сыновей Ноя населилась вся земля. Ной прожил 950 лет. Ноя можно увидеть в пятом ряду иконостаса. 


Но, согласно Библии, люди вновь извратили путь свой на земле. Жители города Содома, где жил Лот, "были злы и весьма грешны пред Господом". И Он пролил дождём на этот город серу и огонь. Слева от Ноя вы видите Лота. Боголюбивый Лот был выведен ангелами из погибающего города вместе с женой и двумя дочерьми. Отца Лота звали Аран. Родного брата Арана вы видите на первой иконе слева от центра, в этом же ряду. Его звали Авраам. Авраам был родным дядей Лоту. Женой Авраама была Сарра, и у них очень долго не было детей. Но Господь обещал Аврааму, что у него и Сарры будет сын. 
Справа от центра на третьей иконе, в этом же ряду, вы видите их сына Исаака. Итак, правее Авеля - изображён Исаак. Когда он родился - его отцу Аврааму было 100 лет, а его матери Сарре - 90 лет.
Исаак вырос, когда Авраам был очень стар. Исааку исполнилось 40 лет и т.к. во дни Авраама брак влиял не только на отдельную семью, но и на всё колено, то было обычным, чтобы спутника для детей выбирали родители. Вступить в брак с кем - то из местных хананеев, из - за их нечестивого образа жизни, для Исаака было не возможным. Поскольку родственники Авраама жили на севере Месопотамии, то именно туда отправляет Авраам своего слугу в поисках жены для Исаака. Хотя поручение было очень трудным, Елиезер согласился его выполнить. Со своими спутниками и с десятью верблюдами преодолел весь путь от окрестностей Вирсавии до северной Месопотамии - расстояние свыше 800 километров. Завершив свой долгий путь Елиезер отдыхал у колодца и обдумывал своё поручение. Он знал, что скоро к колодцу будут приходить женщины, что-бы пополнить вечерний запас воды. И в молитве обратился к Богу: "Девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим". (Быт. 24:14). Не успел он закончить молитву, как подошла привлекательная девушка по имени Ревекка. Она напоила Елиезера и его верблюдов. Тогда слуга понял - это ОНА. Ревекка вышла замуж за Исаака, т.к. её отец, Вафуил, и брат, Лаван - не возражали, узнав обо всём этом, да и сама Ревекка была согласна. 
Исааку было 60 лет, когда у них с Ревеккой родились сыновья - близнецы. Первым появился Исав - краснокожий и косматый, за ним - Иаков. Исав родился первым и считался старшим и, следовательно, получал благословение от отца и становился наследником.

Фотографииию Псковские церкви, фото Фотографиии очаровательных Псковских храмов.