Троицкий собор в Псковском Кремле.
Троицкий собор – памятник культовой архитектуры, конца 17 века. Объемная композиция состоит из четверика, имеющего пятиглавое завершение.
С восточной стороны к четверику примыкают 3
цилиндрических выступа – апсиды. Этот храм строился в традициях московского
зодчества, псковскими мастерами 17 лет: с 1682 по 1699 г.г. (чертежи были присланы из Москвы).
Нижний ярус собора украшен поясом изразцовых керамических плит и тяжелыми наличниками. В 1895 г. собор был оштукатурен и стены получили дополнительные лепные украшения. К высеченным из плиты наличникам окон нижнего яруса были добавлены оконные наличники верхнего, закомары-кокошники в оконечности четверика и подкрышечный карниз получили дальнейшее декоративное “подкрепление” в виде кружевного узорочья у окон верхнего яруса. Этот храм дошел до нас сравнительно в хорошей сохранности, но все же
не избежал переделок. В к. 18 века Стены здания дали трещины
в следствии неодинаковой осадки высокого главного объема и низких галерей. Поэтому с
северной и южной стороны к храму были пристроены плоские вертикальные выступы –
контрфорсы. Расширив нижнюю часть собора они крепче связали с землей основной архитектурный объем, но здание при этом утратило былую стройность. В 19 веке подверглось переделке и крыльцо собора. Крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой.
Высота собора 78 м.
В Троицком соборе происходили торжественные проводы на войну, возведение в высшие должности, прием именитых гостей, всенародное объявление о важный событиях. Здесь совершались посажения на княжение псковских князей, а перед уходом на битвы происходила церемония “перепоясывания” князей или посадников мечем Довмонта. Здесь хранились все реликвии города: мечи его князей Всеволода – Гавриила и Тимофея Довмонта, древние грамоты, печати и государственная казна вечевые документы, законы Псковской республики. В подцерковье собора погребали видных общественных деятелей Пскова.
Двухэтажный дом для соборного причта построен в 1843 году, это здание находится рядом с Троицким собором.
История Троицкого собора.
Первый же храм был деревянный, это был самый первый православный храм в языческом Пскове (существовал около 189 лет). Согласно предания первое здание храма Святой Троицы было построено по приказу княгини Ольги. Легенда рассказывает, что Ольга, уже будучи княгиней киевской, все же любили посещать родные места. Так, однажды она прогуливалась верхом на коне вдоль берега реки Великой. День был ясным, солнечным. Но, вдруг внезапно подул сильный ветер, казалось, макушки деревьев наклонялись до самой земли, а по небу поплыли тяжелые темные тучи. Вскоре все небо стало черным. И вдруг, из разных точек неба выглянули три таинственных луча и все они сошлись на небольшом холме. Ольга к тому времени уже была крещена в Византии и восприняла это явление природы как знак от самого Бога. Она решила построить на этом месте храм в честь Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Ольга велела поставить здесь большой деревянный крест, а когда возвратилась в Киев, то прислала средства на строительство храма.
В 1137 году князь Гавриил вместо деревянного на прежнем месте и во имя же Св. Троицы заложил храм каменный. Кончен он в следующем 1138 г. По кончине князя его Св. останки были перенесены в сооружённую им церковь. Этот храм просуществовал 226 лет и обрушился. В 1363 году, ночью на 30 июня, Святой князь Гавриил явился во сне соборному пономарю и сказал ему: " заутра повеждь Собору Св. Троицы и посадникам, да изнесут из церкви Святыя Иконы, хощет Бог показать чудо над мощами моими в приидущую ночь. И тотчас невидим стал Святой. Пономарь объявил об этом видении народу и в тот же день всё было вынесено из церкви. Как предрёк благоверный, так и случилось: в следующую полночь церковный свод обрушился, не причинив почти никакого вреда честным мощам Святого.
Так как храм был сильно повреждён, то псковитяне решили выстроить новый храм. В 1365 заложили на старом основании новый собор. Через 3 года, 30 января 1367 года храм был освящён, а существовал он 320 лет. В этом храме, в 1581 году, по сказанию летописи, псковитяне весь пол омыли слезами, когда, окружённые бесчисленными полчищами Батория, они не находили больше средств к отражению их. Из этого храма выносили мощи Св. Гавриила на место кровавой сечи и после этого защитники Пскова почувствовали в себе крепость и силу и поразили врагов.
Сегодня мы можем посетить четвёртое здание Троицкого собора, построенное псковичами на все том же месте.
Интерьер Троицкого собора.
Между колоннами, с левой стороны, под деревянным балдахином помещается Святая рака. В ней покоятся мощи псковских Святых. Сверху балдахина, между колоннами, можно увидеть икону с изображением одного из них, это Всеволод Мстиславович - внук Владимира Мономаха.
Всеволод-Гавриил, Гавриил-это его имя в крещении, был псковским князем.
24 февраля псковичи празднуют память обретения святых мощей Благоверного
псковского князя Всеволода-Гавриила, мощи которого покоятся в серебряной раке
Троицкого Собора. Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом,
был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха.
Рожденный и воспитанный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с
юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. "Поучаясь в
заповедях Господних всегда", он имел "душу милостиву". Начав управлять
Новгородской областью с 1117 года, он в 1123 году победоносно ходил на Ям; в
1132 году совершил поход на Чудь и взял Юрьев (ныне Тарту). Одаренный мужеством
и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для
водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных.
С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устранению бед отчизны и ради
ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Он с
благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал
слабых от притеснения сильных, был "друг нищих и питатель сирот, бедным утешение
и заступник". Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть,
обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и зараженным еще
остатками язычества новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем
его семейством, а через 2 месяца "пустиша из города". Тогда святой князь
удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь
построил первый каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46 лет
от роду, в 1138 году.
В 1193 году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор
при его гробнице начались исцеления. Русская Православная Церковь славит святого
Всеволода, как исповедника, "претерпевшего изгнание от своих", а Господь
прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными
исцелениями. Хотя князь жил во Пскове только один год, но оставил по себе
глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи
своего святого князя. Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения
защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона,
изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники
Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.
Слева, рядом с иконостасом, восьмиконечный дубовый крест. Это важная Святыня Троицкого собора - крест блаженной княгини Ольги. Он устроен в 1623 году, вместо того креста, кот. водрузила Св. Ольга будучи извещена небесным видением и кот. сделался жертвой пламени во время страшного пожара, бывшего во Пскове в 1509 году.
Оконечности креста огибаются накладкой, образуя в середине него углубление. В нём масляными красками изображены крест с распятием Спасителя и семь других ликов: один вверху, четыре по концам поперечной доски и два под подножием креста. Лики, кроме нижних, имеют серебреные венчики. Стороны накладки расписаны по золотому полю красными и тёмными цветами, наподобие узорчатой тесьмы. Те части лицевой стороны креста, на кот. нет никаких изображений вызолочены басменным злащённым серебром.
++
Память юродивого Николая, спасшего Псков, празднуют
православные
12 марта. Блаженный Николай скончался 28 февраля (12 марта) 1576 года, и по
особому уважению жителей Пскова был погребен в Троицком соборе спасенного им
города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии,
архипастыри. Местное почитание блаженного началось спустя 5 лет после его
кончины, когда в 1581 году при осаде Пскова войсками польского короля Стефана
Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых,
молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай. В Свято-Троицком
Соборе Пскова в раке с мощами псковских святых покоятся мощи блаженного Николая
Псковского Христа ради юродивого, на левой стене Собора находится икона
блаженного Николая. Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес
подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и
был удостоен дара чудотворения и пророчества. Псковичи звали его Микула (Микола,
Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает "блаженный, юродивый", и
еще при жизни почитали как святого. О жизни блаженного Николая Псковского ничего
не известно, но предание сохранило одно событие, которое навсегда осталось в
истории Русской Церкви и русской литературе. В феврале 1570 года, после
опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный
двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода.
Как свидетельствует Псковская летопись, "прииде царь... с великою яростию, яко
лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролитии". Весь город
молился об отвращении царского гнева. Но, услышав колокольный звон к утрени по
всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской иконе Божией
Матери, "умилившись сердцем, сказал своим воинам: "Иступите мечи о камень, да
престанут убийства". По совету юродивого Николая все жители Пскова вышли на
улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль
для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай
верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: "Иванушко, Иванушко,
покушай хлеба-соли, а не пей христианской крови". Царь приказал поймать
юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел
намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился
мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила и пожелал получить
благословение у блаженного Николая. Когда царь пришёл к нему, блаженный сказал:
"Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем
тебе будет бежати", и предложил царю на угощение кусок сырого мяса. "Я
христианин и не ем мяса в пост", - сказал ему Иоанн. - "Ты пьёшь кровь
человеческую", - отвечал ему блаженный, поучая царя "многими ужасными словесы",
чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не
послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, тогда, по пророчеству
святого, пал лучший конь царя. Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя
Ивана IV, испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный,
приказав остановить грабеж, и покинул Псков.
Эту историю знал А. С. Пушкин и в "Борисе Годунове" написал своего юродивого
Николку, который говорит царю Борису: "Нельзя молиться за царя-ирода, Богородица
не велит". Юродивый в переводе со славянского - глупый человек, безумный,
взявший на себя подвиг изображения внешнего, т. е. видимого безумия с целью
достижения внутреннего смирения. Народ считает юродивых Божьими людьми и никогда
не обижает. В бессознательных поступках юродивого заключен особый глубокий
смысл, предчувствие и предвидение каких-то сокрушительных событий. Юродивые на
Руси обличали царей и народ за грехи. Считается, что крест добровольного
юродства Христа ради - самый тяжелый подвиг ради Христа.
Колокола Троицкого собора
На колокольне Троицкого собора находится 21 колокол. Самые позднейшие из них относятся к началу 18 века, а самые ранние к 16 веку. Изображения есть на двух колоколах: на большом и одном из меньших. На первом изображён великомученник Георгий, а на последнем 4 херувима. Кроме названий: колокол большой, полиелейный, есть и другие названия колоколов. Два колокола близ вседневного называются ясаками, следующие за ними 6 - шестериком, 2 - постовыми, 4 меньших - подзвонками, 1 - повесткою. На колоколах ничего не написано, на 2 - х означен только вес, а прочие все имеют надписи, из которых есть такие, которые начинаются на одном, а продолжаются на другом колоколе.
Фотографиии очаровательных Псковских храмов.