Вечевая площадь у стен Троицкого Собора в Псковском Кремле.
Через Великие ворота, расположенные под
Великой башней, Вы из Довмонтова города
попадете на бывшую ВЕЧЕВУЮ Площадь. Она примыкала
к Троицкому собору с южной стороны. На
вечевой площади в древности решались все самые важные вопросы жизни города: постройки укреплений, мостов, церквей; вопросы заключения мира и объявления войны. С 1348 г. по 1510 г. здесь,
на этой площади шумело народное собрание - вече.
До 12 века Псков входил в состав Киевской Руси. С
1156 г., когда киевская Русь прекратила свое существование и Новгородская Феодальная республика стала одним из наиболее значительных политических образований периода феодальной раздробленности, псковские земли вошли в ее состав.
Во Псков из Новгорода регулярно присылали боярина – посадника. Новгородские князья обязаны были защищать младший пригород от вражеских нападений. Псковичи подчинялись решениям Новгородского веча, согласовывая многие вопросы с правителями Новгорода.
Однако псковичи проявляли некоторую самостоятельность и не раз предпринимали попытки отделиться от
Новгорода. Военные подвиги псковичей так же способствовали обретению независимости от Новгорода. Новгродское же боярство старалось удержать свое господство над Псковом и иногда даже прибегало к военной силе. Это вызывало неприязнь псковичей, и они давали Новгороду решительный отпор. В конце концов Новгороду пришлось признать независимость Пскова. Новгородская летопись сообщает, что в 1348 г. новгородцы и псковичи заключили в Болотове договор, по которому Новгород признавал независимость Пскова во всех делах, кроме церковных. В псковской же летописи нет даже упоминания о Болотовском договоре, т. к. псковичи были самостоятельными уже давно и не придавали большого значения договору, по которому новгородское боярство эту самостоятельность наконец согласилось признать. Псковская Феодальная республика существовала до 1510 года. Ее государственное устройство было похоже на государственное устройство Новгорода. Верховным органом власти было вече, на которое псковичи
созывались звоном вечевого колокола.
На вече могли приходить все свободные взрослые мужчины, главы семей и владельцы дворов во Пскове. Поэтому вече называют народным собранием, но господствовали на вече – бояре. Только вече могло принимать новые законы и отменять старые. В 1467 году вече утвердило сборник законов Псковской Республики – Псковскую Судную Грамоту. Вече принимало и отправляло послов, избирало и смещало всех высших должностных лиц. Определяло поборы с населения, раскладывало подати и повинности, устанавливало меры веса и деньги. Вече судило высших должностных лиц, а так же рассматривало наиболее важные уголовные и гражданские дела. Вече имело свою печать, которую прикладывали к документам, утвержденным на вече. У псковского князя власть не была наследственной. Вновь призванный князь праносил клятву верности Пскову: “целовал ему крест” и поселялся на княжьем дворе, расположенном не в Кремле, а в городе, на посаде. Князь исполнял обязанности военачальника и судьи. Право суда принадлежало князю не полностью. Верховным судебным органом была господа – совет знатнейших псковских бояр. Господа обладала и большой государственной властью: она подготавливала решения веча, руководила всей внутренней и внешней политикой Пскова.
Исполнительная власть принадлежала посадникам. Число посадников в Пскове постепенно росло, и к к. 15 века, их было не меньше 16. Двое из числа посадников являлись степенными, они возглавляли управление псковской землей и руководили вече. Эти посадники во время вечевых собраний стояли на степени – особом возвышении, находящемся недалеко от Троицкого собора и колокольни. Со степени обращались к собравшимся псковичам. Степенные посадники сменялись каждый год, но через некоторое время могли вновь занять эту должность. Остальные посадники входили в состав господы, возглавляли псковские полки, отправлялись в качестве послов в другие княжества и страны. Свое государство псковичи называли просто Псковом или псковской землей. Псковская земля делилась на волости. Центрами волостей были пригороды, города, завичимые от Пскова. Псковские пригороды, возможно, тоже имели свое вече, но посадников им присылали из Пскова и в делах управления они полностью подчинялись главному городу. С к. 15 века псковское вече приглашало князей в Псков чаще всего из Москвы, к ней же обращались и за помощью. Сближение Пскова с Москвой было вызвано экономическими и политическими обстоятельствами того времени. Между двумя государствами с 15 века развивалась торговля и происходил обмен мастерами. Но самой важной причиной сближения была политическая заинтересованность обоих государств в союзе. Псковичам была нужна помощь Москвы в борьбе с Ливонским орденом и Литвой.
Присоединение Псковской феодально-вечевой республики к Москве.
До середины 15 века союз Пскова с Москвой еще не нарушал самостоятельности Псковской феодальной республики. Из Москвы псковичам присылали тех князей, которых они просили. Князья эти приносили присягу на верность Пскову, их полномочия оставались столь же ограниченными, как и раньше. Псковские бояре не раз изгоняли присланных из Москвы князей, если те были им не угодны. Принимая военную помощь Москвы, Псковские бояре, в то же время не считали себя связанными с нею неразрывным союзом. Однако после войны 1456 года между Новгородом и Москвой, зависимость Пскова от Москвы стала быстро расти. В области внешней политики к концу 15 века Псков полностью потерял самостоятельность. Если раньше Москва помогала Пскову в его воинах с Литвой и Ливонским орденом, то теперь войны вело московское княжество, а псковичи посылали свои полки в войско великого князя. Мирные договоры теперь заключал Великий князь на тех условиях, которые были выгодны ему. Псков фактически утратил свою независимость, но пока сохранял старые вечевы порядки. Между тем большинство русских земель к тому времени уже было объединено Москвой и образовалось единое русское государство. Василий 3 решил, что пора покончить и с остатками самостоятельности Пскова. И в 1509 году в Псков был послан новый наместник – князь Иван Михайлович Репня – Оболенский, он приехал тайно, не явился, как это было до сих пор принято, на вече и не принес ему присяги. Новый наместник отказывался признавать псковские законы и не считался с вече. Он сам устанавливал и собирал налоги с населения, судил псковичей без участия представителей веча, т. е. вел себя не как князь вольного Пскова, а как обычный городской наместник “государя всея Руси”. Поведение Репни удивило и встревожило псковичей, особенно посадников и бояр. Они решили жаловаться на него Великому князю. Василий 3 в это время приехал в Новгород. Узнав,что Великий князь в Новгороде, псковские бояре отправили туда своих послов с жалобами на нового наместника Репню-Оболенского. Репня, в свою очередь, поехал к Василию жаловаться на Псковичей. Псковских послов Василий не принял, но приказал им передать, что разберет их жалобы позднее, 6. 01., а пока, до этого времени предложил всем недовольным ехать со своими челобтными в Новгород. И как только об этом стало известно в Пскове, в Новгород потянулись сотни жалобщиков. Посадники и бояре жаловались на Репню-Оболенского, обвиняя его в нарушении Псковских законов и обычаев. Простые люди ехали жаловаться на притеснение со стороны бояр и посадников. Между самими боярами согласия тоже не было, и они жаловались друг на друга. Хотя Василий 3 и не принимал жалобщиков, но он знал их челобитные от своих бояр. Великому князю стало известно, что внутри псковского общества существуют острые противоречия и ему нечего опасаться единодушного и сплоченного отпора псковичей. 06. 01. 1510 псковских посадников и бояр пригласили в Кремль, в Грановитую палату. Псковичи – простолюдины остались ждать во дворе. Бояре Василия 3 объявили собравшимся в Грановитой палате посадникам великокняжескую волю. Великий князь требовал уничтожения псковского веча, должности посадников и распространения на Псковскую землю московской системы управления. Собранные в новгородской Грановитой палате посадники и бояре вынуждены были принять требование московского государя. После этого все они были арестованы и помещены в темницу. Простым псковичам было приказано оставаться в Новгороде, они были расселены по домам новгородцев. Через несколько дней из Новгорода выехал посол Василия 3 дьяк Третьяк Долматов. 12. 01. 1510 года он прибыл в Псков и по случаю его прибытия было созвано вече. Третьяк, поднявшись на степень объявил собравшимся великокняжескую волю: “Вечу не быть, вечевой колокол снять, а быть в Пскове двум наместникам Великого князя, а в пригородах по наместнику”. Это означало полную ликвидацию Псковской феодальной республики и присоединение псковской земли к Москве. В смятении и страхе выслушали псковичи московского посла. Они просили у него разрешения подумать и дать ответ на следующий день. Тревожной в Пскове была эта ночь с 12 на 13 января 1510 года. Часть псковичей предлагало отвергнуть требование Василия 3, заперться в городе и оказать сопротивление Великому князю. Большинство же понимало бесполезность и ненужность сопротивления, да и без своих военных руководителей – посадников и бояр, арестованных в Новгороде, псковичи не смогли бы организовать обороны. Но даже если бы это удалось сделать, само существование Пскова без Москвы и Московской помощи теперь было не мыслимо. Вся предшествующая история псковской земли предопределила тот ответ, который дали псковичи 13 января московскому послу.
В этот день в последний раз зазвонил вечевой колокол и на эту площадь собрались псковичи, они принимали все требования Василия 3. Третьяк приказал снять вечевой колокол – символ независимости Пскова. Как ни тяжело псковичам было откказаться от многих своих обычаев, от своей вольности, от вече, все же они понимали, что необходимо слиться со всей русской землей. Со слезами на глазах расставались псковичи со своим колоколом. Тут же, на площади, колокол был казнен, ему отбили уши, чтобы уже никогда не был подвешен; и вырван язык, чтобы никогда больше и не говорил. Колокол был отправлен в Москву, дальнейшая его судьба для нас неизвестна.
Итак, была проведена давно назревшая ликвидация последних остатков феодальной обособленности Пскова, мешавшая управлению государством из единого центра. Создания единого русского государства требовали также интересы обороны и борьбы за выход к морю. Благодаря заботам Москвы было завершено строительство псковской крепости, стали быстрее развиваться культура, письменность, зодчество, живопись.
Но и после присоединения к Москве, Псков не теряет оборонное значение для всей Руси, по-прежнему остается пограничным вплоть до начала 18 века. За это время город неоднократно изменял свой облик. Строились новые стены и башни, а старые стены ремонтировались и укреплялись, строились захабы и бастионы.