Никандрова пустынь. Место силы, целебные источники.
1 || 2 || 3
Адрес: 182648 Псковская область. Порховский район.
В 1584 году на благодатном месте подвига преподобного Никандра, освященном
его почти полувековой молитвой, была создана обитель, которую стали называть
Никандровой пустынью. Строителем монастыря был инок Исаия, исцелившийся по
молитве святому. В 1686 году при Патриархе Иоакиме состоялось прославление
преподобного Никандра и было установлено празднование его памяти 24 сентября, в
день кончины, и в храмовой праздник обители - Благовещение Пресвятой Богородицы.
При перестройке собора монастыря были обретены мощи преподобного Никандра,
скрытые в стене, и 29 июня празднуется как день обретения его честных мощей. И
сейчас крепка молитвенная связь верующих с преподобным Никандром, которого
глубоко чтят на псковской земле.
Итак,
Через 3 года, в 1584 г. там поселился мирянин, излечившийся от тяжелой болезни при гробе почившего, который вскоре принял постриг с именем
Исаия и стал первым игуменом создавшегося монастыря. К монаху присоединилось еще несколько человек, решивших уйти от соблазнов мирской жизни. По просьбе маленькой общины Исайя отправляется в Новгород, чтобы,
просить архиепископа Александра о посвящении его в сан иеромонаха (священника) и дать благословение на строительство храма в память о преподобном Никандре. Архиепископ удовлетворил просьбу Исайи, рукоположив его в игумены нарождающейся обители.
Церковь, воздвигнутая Исайей и братией над могилой Преподобного Никандра, получила имя Святого Благовещения в честь любимой иконы Никандра, по его завещанию. Церковь, положившая начало монастырю,
дала ему и свое название. Игумену Исаии удалось благоустроить монастырь, но сам же игумен Исаиа удалился после этого в другой монастырь. Где и умер.
А Свято-Благовещенская пустынь росла и приобретала известность, В середине 17 века, по благословению новгородского митрополита Никона (впоследствии знаменитого русского патриарха), порховский дворянин построил в
пустыни церковь Преподобного Никандра. Вслед за ней появились церкви Александра Свирского и Святой Троицы. Все они были деревянные.
Устройство монастыря относят к 1589 г. Постепенно скромная лесная обитель в порховских лесах стала известна далеко за пределами нашего края.
Обитель часто подвергалась нашествиям врагов. В 1665 г.
поляки, ворвавшиеся в Псковскую землю разорили и разграбили обитель, перебили монахов,
взяли в плен игумена. Только через год его удалось возвратить.
В 1673 году случилась новая беда, в Пустыни произошёл пожар, причинив огромный ущерб.
От свечи возник пожар в Свято-Благовещенском храме, перекинувшийся на другие строения. Сгорели деревянные церкви,
бывшие в обители: Благовещения, Св. Троицы,
прп. Никандра и прп. Александра Свирского со
всей монастырской казной, иконами, книгами
и ризами. Весь монастырь со всем имуществом сгорел.
Обстоятельства заставили игумена монастыря обратиться за помощью к царю Алексею,
Возрождение обители началось при государе Алексее Михайловиче,
который в 1667 и в 1677 г. пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней вплоть до 1917 г.
Многие благочестивые и состоятельные люди своими
пожертвованиями способствовали
возобновлению обители, внеся крупные денежные суммы на ее восстановление и пожаловав: иконы, книги, подсвечники и т. д.
Вместо деревянных
храмов были построены каменные. Были
выстроены особая колокольня и новые
деревянные кельи.
При строительстве нового собора во
имя Благовещения Богородицы были обретены
мощи преп. Никандра. 29 июня 1678 года мощи преп. Никандра были
освидетельствованы, найдены нетленными и
положены в новой раке в церковную стену
вновь построенного собора. С
этого времени обитель стала называться
Никандрова Благовещенская пустынь. День преставления пустынника,
24 сентября, считают днем памяти Святого преподобного Никандра
Псковского. У гроба Никандра происходили
многочисленные чудеса исцеления.
В последующие века над созданием образа доброго, кроткого чудотворца, целителя народного спасителя трудились монахи Никандровой пустыни, паломники, посещавшие монастырь, странники. Монахи распространяли рассказ о праведной жизни отшельника, его стремлении во всем следовать Христу,
полном отказе от мирских привязанностей. Паломники, странники разносили по близким и дальним городам и деревням вести о чудесах, совершавшихся в пустыне, о явлениях Никандра страждущим и несчастным. Широко был известен, например, рассказ о спасении порховских крестьян и горожан от холеры, свирепствовавшей в России
в 1831-1848 гг., о случаях исцеления слепых и калек после посещения Никандровой пустыни и приложения к мощам преподобного.
В 18 в. при Петре сокращалось число монастырей, вышел
указ – не плодить суеверий и не держать в
монастырях затворников. Никандрова пустынь переживала трудные времена,
в России начались притеснения монахов, борьба с отшельниками и суевериями. Никандрова пустынь
хоть и уцелела, но от нее были отобраны все земли, пожалованные Алексеем Михайловичем
При правлении Екатерины
с изданием Указа о секурелизации
монастырей в 1764 г., многие монастыри прекратили свое
существование: из 963 монастырей было
закрыто более половины. А в этой пустыни
положено было быть 1 строителю и 6
монашествующим. Монастырь приходил в
упадок.
При размежевании Псковской
губернии, пустыни были возвращены почти все
её земли, пожалованные царем Алексеем
Михайловичем. Крупные пожертвования были
сделаны монастырю графом Николаем
Петровичем Шереметьевым (сенатор, тайный
советник).
Своим расцветом в конце 18 в. Никандрова
пустынь обязана Императору Павлу, он
заботливо относился к духовенству, учредил
несколько семинарий и духовные Академии в
Петербурге и в Казани. Настоятелем
Никандровой пустыни был Архимандрит
Геннадий. Он неоднократно встречался с
Императором Павлом. Геннадий пришелся по
сердцу императору Павлу, и далекая лесная
обитель оказалась под внимательным и
щедрым покровительством царя. Число
монашествующих при нём было увеличено до 30.
Кроме этого Павел Петрович пожаловал
обитель Полистарией с крестами Ордена
святого Иоанна Иерусалимского. 10 ноября 1800
года пустынь была причислена в ведение
капитула Ордена святого Иоанна
Иерусалимского - христианской организации,
главой которой был сам император. В 1800
году Никандрова пустынь была произведена в
3-й класс. На Никандрову пустынь посыпались
щедрые царские дары, Павел Петрович
назначил из фонда Ордена ежегодный
пансион обители - 2000 рублей.
Архимандрит Геннадий много сделал для
развития своей обители. При нем и,
вероятно, по его заказу местными мастерами
были выполнены замечательные иконы
Спасителя Знамения Божией Матери и
Благовещения с серебряными, позолоченными
ризами чеканной работы. Для храмовой иконы
Благовещения, поставленной, в киоте
красного дерева близ раки (гробницы)
преподобного Никандра, был изготовлен
большой чеканной работы подсвечник,
украшенный разноцветными камнями. Он весил
2 пуда 4 фунта 60 золотников. При Геннадии в
пустыни была построена новая трапезная
больничная церковь во имя небесного
покровителя архимандрита - святого
Геннадия Константинопольского. В этой
церкви настоятель обители распорядился в
1805 году похоронить останки пустынника
Мардария, жившего и скончавшегося около 1750
года в северо-западной части Порховского
уезда Псковской губернии, постриженика
Череменецкого монастыря. Решение
архимандрита, не согласованное с Синодом,
вызвало целое дело, повлекшее за собой
отстранение Геннадия от должности.
Архимандрит был разжалован в простые иноки
и отправлен в монастырь на Орловщине, где и
скончался в 1826 году. В 1801 г. убит Павел I, по смерти
государя Павла Петровича чин Великого Магистра этого Ордена в России был упразднен. 7 августа 1808 года Никандрова пустынь была возвращена под ведение Епархиального архиерея.
Вместо ограды монастырской
Архимандрит Геннадий собирался устроить по
всей окружности монастыря каменные корпуса
для братии, богомольцев, но, эта идея так и
не была осуществлена до конца.
В начале XIX века вокруг
Благовещенского собора был заложен
фундамент нового собора, по исследованиям О.Константинова,
новый собор по своим формам на 50 лет
предвосхищал храм Христа Спасителя; он
должен был быть пятиглавым, 2-х этажным, с 300-ми
окнами, с 6-ю приделами, высота до креста –
45 метров. Осуществить эту постройку,
предположительной стоимостью в 300.000 рублей,
так и не удалось.
Наиболее подробное описание
Никандровой пустыни начала XIX века было
издано псковским архиепископом Евгением (Болховитиновым).
Монастырский ансамбль включал в себя
пятиглавый собор Благовещения Богородицы с голубыми куполами, по которым рассыпались белые звезды,
построенный в 70-е годы 17 века; 18-метровую
каменную колокольню с башенными часами над Святыми
воротами и колоколами, самый большой из которых весил 360 пудов 37 фунтов, построенную в 1785 году строителем
Сосилатром; настоятельские двухэтажные
кельи с 25 покоями; каменную овальную
церковь во имя св. Геннадия, Патриарха
Константинопольского и Святой Троицы. Весь монастырский
двор занимал шестиугольную площадь, в 233
сажени в окружности. Ограда большей частью
состояла из братских келий с 4 башнями. По углам монастырской стены, протянувшейся на 496 метров, стояло 5 часовен. По обе стороны стены расположились братские кельи, гостиница для паломников, хозяйственные строения. За ними - пруды, сады, огороды...
У стен монастыря располагалась больница имени местночтимого святого Мордария. Здесь также находился
простонародный приезжий двор с гостиницей,
избами и конюшней. Близ него – Ярмарочный
гостиный двор, в котором находилась 161
купеческая деревянная лавка. Многолюдные
ярмарки у стен монастыря проходили 29 июня (в
день обретения мощей преп. Никандра) и 24
сентября (в день преставления преп.
Никандра), на них съезжалось до 500 подвод из окрестных сел.
В версте к западу от монастыря
находилась деревянная церковь во имя преп.
Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. На реке
Любовец, в 7 верстах от монастыря,
находилась монастырская мельница с
монастырским и скотным двором. На скотном дворе содержались породистые коровы.
В бревенчатой конюшне стояли огромные лошади-тяжеловозы.
В монастыре было две мастерских - сапожная и портняжная. Никандровой пустыни принадлежала также пасека, начальная школа в Любовце,
где учили монахи, и подворье в Порхове, сохранившееся до наших дней.
Сер. 19 в., пустынь связана с именем игумена Игнатия (Васильева), духовного друга святителя Игнатия (Брянчанинова). При нём были обновлены монастырские здания, построена за монастырём новая гостиница, часовня, шоссейная дорога от монастыря к г. Порхову, посажены фруктовые деревья и кустарники.
Был установлен ежегодный крестный ход 28 мая с иконой прп. Никандра. Встречный Крестный ход (из 12-ти приходов) возглавляла местночтимая икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение» (празднуется 21.01).
Есть сведения, что на крестные ходы в Никандрову пустынь собиралось до десяти тысяч верующих.
В начале XX века Монастырь считался
одним из самых богатых и посещаемых в
Псковской губернии. Он был прекрасно
обустроен, имел образцовое хозяйство,
обладал многими художественными
ценностями и природными богатствами. В пустыни
было 32 монаха, 30 послушников, земельные
владения составляли 6783 десятины.
В 1923 году в Никандровой пустыни
было 34 монаха (14 человек 37-50 лет, 12 человек –
50-60 лет, 8 человек – 60-75 лет). После революции
монахи монастыря предлагали создать на
базе Никандровой пустыни «трудовую коммуну».
Но новая власть распорядилась по-другому.
Монастырь был закрыт, а все постройки были
взорваны. Церковная гордость – именные
часы с монастырской колокольни были демонтированы и
увезены в Псков. Их установили на караульной башне бывшего Кадетского корпуса, где сегодня располагается областная администрация.
После революции пустынь разделила
участь большинства монастырей, лишилась
земельной собственности, а позже
серебряная церковная утварь, серебряная
рака для мощей, плащаница, кипарисовый
крест были вывезены в Псков и в Петроград.
Монахи некоторые время еще жили здесь,
организовав сельхоз коммуну. После распада
коммуны они разошлись по деревням и
монастырям, а здесь, в пустыни действовала
кустарная мастерская.
1942 г. были попытки возродить Никандрову пустынь, настоятелем стал игумен Андрей (Тишко), (родился в
1871 г.). Потрудился он недолго, скончался от тифа. После смерти отца Андрея немцы в монастыре создали контору по заготовке древесины, которая отправлялась в Германию. Отступая немцы разрушили здания.
* Игумен Андрей (Тишко) (1871 - сентябрь 1942)
Родился 14 ноября 1871 г. В 1885 г. закончил Старослободское народное училище. В
1894 г. закончил фельдшерские курсы при Гродненском военном лазарете. Еще будучи
мирянином, А. Тишко удалось побывать в Иерусалиме и на Афоне. Впечатление от
паломничества сыграло решающую роль в выборе дальнейшего пути молодого человека.
По возвращении домой он поступает в Витебский Свято-Троицкий Марков мужской
монастырь, но в связи с начавшейся русско-японской войной призван на фронт в
качестве фельдшера. А. Тишко прошел всю войну и за самоотверженный труд и заботу
о раненых был награжден Георгиевским крестом. После войны возвратился в
монастырь и 12 декабря 1912 г. был пострижен и рукоположен в иеромонаха
епископом Витебским Никодимом. После объявления Первой Мировой войны о. Андрей
был направлен в полевой подвижной госпиталь Виленского военного округа, где
прослужил священником до октября 1917 г. После прихода большевиков к власти по
личному прошению был уволен со службы и возвращен в родной монастырь. За труды в
годы войны иером. Андрей (Тишко) был награжден орденом св. Анны III и II
степеней и представлен к золотому наперсному кресту. В 1919 г. Витебская
консистория назначила о. Андрея на вакантное место в Старослободскую церковь.
После этого служил на разных приходах в Латвии. За многолетний плодотворный труд
на благо Матери-Церкви иеромонах Андрей Тишко был представлен к игуменству, но
митрополитом Августином (Петерсоном) представление было отложено. До весны 1942
г. иером. Андрей (Тишко) проживал в Старой Слободе и помогал в службе настоятелю
храма. После прошения на имя митрополита Сергия (Воскресенского) иеромонах Андрй
(Тишко) был назначен настоятелем Креславской церкви. Летом 1942 г. он был
возведен в сан игумена и отправлен в Псковскую миссию. На плечи опытного и в то
же время уже престарелого о. Андрея была возложена трудная задача -
восстановление Никандровой пустыни. Игумен Андрей становится первым наместником
обители. Но не долго пришлось потрудиться миссионеру над возрождением святыни.
Жизнь его оборвалась. Не сохранилось точной даты и обстоятельств смерти. Так, по
книге З. Балевица (историка-коммуниста) игумена Андрея растреляли немецкие
оккупанты. По архивным данным, исходя из рапорта начальника Псковской
Православной миссии от 15 сентября 1942 г. на имя экзарха Сергия следует, что
игумен Никандровой пустыни "скончался от тифа…", что было засвидетельствовано
врачебной справкой, но точной даты смерти и информации о том, кто совершал
погребение в Управление Миссии так и не поступило.
Источники:
ЛГИА (Латвийский Государственный Исторический архив), ф. 7469, оп. 2, д. 352
З. Балевиц. Православная церковь в Латвии под сенью свастики. Рига, 1967, с. 55
За долгие годы разорения
территория пустыни заросла непроходимым
лесом. На территории бывшей Никандровой
пустыни сохранились частично аллеи,
деревья, остатки ограды, руины и фундаменты,
святые колодцы, монастырское кладбище.
В 2000 г. Архиерей Псковский и Великолукский Евсевий поставил вопрос о
необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни, началось восстановление
монастыря, в пустыни поселился первый монах. За прошедшие годы с Божьей помощью
была восстановлена церковь во имя иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», в
честь свв. Царственных мучеников, построена часовня над источником преподобного
Александра Свирского, возведен храм в д. Любовец. В 2004 г. компания «Псковэнерго»
за счет собственных средств провела в Никандрову пустынь линию электропередач. В
2005 г. в пустынь прибыла икона преподобного Никандра с его мощами, и, впервые
за последние 80 лет, в монастыре был совершен постриг.
В 2003 году бывший ризничный Псково-Печерского монастыря иеромонах
игумен Спиридон (Иващенко) был благословлен Владыкой на должность Наместника Никандрова монастыря.
За пять лет братия вместе с послушниками, трудниками и с помощью солдат 76 дивизии ВДВ, возродила монастырь к жизни.
Сегодня силами монашествующих и паломников ведется дальнейшее восстановление
пустыни.
В дер. Дубровно Порховского района - храм иконы
Божьей Матери Знаменье приписан к Никандровой пустыни.
Легенда рассказывает, что в пустынь приехали большевики, чтобы забрать с собой мощи св. Никандра. Около церкви Благовещения Пресвятой Богородицы они поставили солдат, которые должны были днем и ночью сторожить вход в нее, чтобы никто не смог спрятать мощи преподобного. Вечером в пустынь пришли два странника в серых балахонах с закрытыми капюшонами лицами. Они легли спать около церкви и во сне услышали голос. Странники встали, вошли в церковь, обойдя крепко спавших солдат - сторожей, взяли мощи и унесли их с собой. Вскоре мощи оказались, как рассказывают, в церкви Зосимы и Савватия в с. Любовец. Во время войны, перед тем как церковь была сожжена немцами, снова явились те же два странника и при всех собравшихся в церкви жителях села унесли мощи.
Святыня была спасена два раза, а спасителей прислал св. Никандр, как считают рассказчики.
Второе чудо, приписываемое Никандру, произошло во время войны.
Немцы при отступлении решили сжечь всех жителей с. Любовца, как это они делали повсюду. Детей, стариков, женщин заставили войти в церковь, заперли засовы, но вдруг через некоторое время всех выпустили, церковь же подожгли без людей.
Вероятно, жителей деревни спасло заступничество св. Никандра, который услышал обращенные к нему молитвы.
Современное паломничество в Никандрову пустынь связано прежде всего с надеждой на исцеление. Сюда приходят люди, стремящиеся излечиться от болезней суставов и позвоночника.
Многие идут сюда с желанием найти умиротворение, утешение, успокоение, радость. В то же время
людей посещающих пустынь с чисто лечебными целями
охватывает состояние радости,
умиротворения и покоя в пустыни.
В начале 1960-х годов районные и деревенские партийные деятели осквернили святые источники, залив их мазутом. Однако вскоре от ядовитой гадости
в них и следа не осталось. На следующий день мазут оказался на колхозных полях и лугах. Руководитель же этой акции, по одной версии, милиционер - по другой, председатель колхоза - был жестоко наказан, по всему телу у него пошли язвы, от которых он и умер. В другом варианте это звучало несколько иначе: милиционер, приказавший залить святые ключики мазутом, повесился, а его жена стала замаливать по церквам грех своего мужа.
При въезде в Никандрову пустынь, слева –
храм Царственных мучеников, освящённый в 2005 г., он построен на месте церкви Св. Геннадия, патриарха Цареградского, (Константинопольского), далее -
церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших»,
освященная в 2002 г., она построена на месте Троицкого храма.
Напротив – монастырская лавка,
ранее на этом месте шумела ярмарка, которая
приносила большой доход пустыни. Сюда
приезжали купцы из Пскова, из Порхова.
При въезде справа находится
Глазной источник. Слева, за храмом «Взыскание
погибших», видны руины монастырских стен и
дома настоятеля. Слева от дома настоятеля
были Святые ворота, а на них находилась
каменная колокольня с боевыми часами (над
Святыми воротами), построенная в 1785 году
строителем Сосилатром, в верхней части
висели колокола, из которых самый древний
бал отлит в 1676 г. (Квантовая механика
доказала, что колокольным звоном
уничтожаются многие виды бактерий,
разрушается болезнетворная среда,
очищается от радиации окружающее
пространство. Согласно предания, колокола
были изобретены Св. Павлином, епископом
Ноланским в 4 – 5 в. Он увидел во сне синие
полевые цветы, которые издавали дивное
звучание.). А во втором этаже была раньше
церковь Петра и Павла, а затем размещалась
библиотека. За монастырскими стенами
размещался Благовещенский собор, где
хранились мощи Св. прп. Никандра.
Соборная церковь Благовещения построена после пожара 1675 г., стоит посреди монастыря, Архимандрит Самуил в 1805 г сделал пристройки к старой церкви, в которой с правой, южной, стороны помещается предел во имя преподобного Никандра, а с левой, Апостолов Петра и Павла. Над папертью во втором этаже была устроена церковная ризница. На
месте храма Благовещения 07.10.2006 г. (в день памяти Никандра)
начали возводить новый собор Благовещения
Божьей Матери.
В связи со строительством
Благовещенского собора могилу Никандра
перенесли на монастырское кладбище, на
место кладбищенского храма Кирилла и
Мефодия.
Фотографии
Никандровой пустыни
На монастырской территории кроме особых природных объектов,
издавна почитавшихся на Руси Святых источников,
находились еще камни необычной формы и
могучий дуб.
В пустыни
почитался верующими камень в виде колоды, весом 15 кг,
состоявший из двух частей, соединенных железной кованой полосой,
который по преданию Святой клал под голову.
Назывался – Возглавница. После смерти Никандра
хранился на паперти главной монастырской
церкви Благовещения Богородицы. Камень привлекал к себе столь большое количество паломников, что сведения об этом дошли до
псковского архиереея. Он приказал в 1735 г. привезти камень в Петербург и бросить его в Неву.
В Неву все же не бросили, а отдали в архив Синода на хранение, где он находился еще в 1905 г.
Однако воспоминание о "возглавнице" преподобного Никандра" было живо довольно долго.
Камень "божий следок" - плоский овальный в сечении валун с углублением, напоминавшим человеческую стопу, также был объектом поклонения.
Считалось, что на нем оставила след своей ноги Божья Матерь. Еще более почитаем он стал после утраты монастырем "возглавницы" преподобного Никандра". На протяжении четырех веков паломники несли ему свои приношения: зерно, хлеб, ягоды. В средневековье
объектом поклонения был также огромный дуб, под которым Никандр, как пишется в его житие, принимал паломников и проявлял свой пророческий дар. Под этим же дубом Никандра и похоронили, а позднее рядом с ним была поставлена деревянная церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы. Дуб, вероятно, погиб во время пожара церкви, случившегося в середине XVII в., но рассказы о нем и чудесах, которые свершал под ним Никандр, можно было услышать в деревнях, расположенных около пустыни, еще в XIX в.
Объектом поклонения в пустыни является и так называемая "могила пр. Никандра", созданная богомольцами в 1992 г. Она представляет собой могильный холмик с крестом за железной оградкой. На кресте несколько полотенец разной сохранности: от новых до обветшавших, овальная коробка с иконкой преподобного Никандра и подношениями паломников.
>>>
1 || 2
|| 3