Псковский Спасо-Елизаровский монастырь.
1 || 2
В 28 километрах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера, усыпанного небольшими островами, стоит
Спасо-Елизаровский монастырь, основанный преподобным Евфросином, Псковским чудотворцем. Родился
Преподобный Евфросин, в миру называвшийся Елеазаром,
в погосте Виделебье,
"видеть Бога", (сто лет спустя там же родился и преподобный Никандр Псковский) недалеко от Пскова, у неизвестных, но благочестивых родителей,
в 1386 г. В крещении он был назван Елизаром,
и с юных лет воспитывали его в страхе Божьем, в любви к вере и в преданности ко святой Церкви. Господь одарил его хорошими способностями, так что он превосходил по своим успехам сверстников своих, и даже взрослые люди удивлялись его пониманию и знаниям божественного писания. С великим усердием предавался учению,
довольствовался скудною трапезою, поражая своих родителей воздержанием.
Наученный чтению божественных книг, отрок душою стремился к уединённой жизни. Когда родители начали склонять его к браку, то он тайно оставил родительский дом
скрылся от них в Снетогорский монастырь и там постригся под именем Евфросина. Здесь юный подвижник трудился в поварне и пекарне.
Служа усердно на пользу братии своими трудами, еще с большею
ревностью служил он Господу воздержанием, постом и молитвою.
Братия полюбила преподобного и начала его прославлять за добродетельное житие,
но для смиренного подвижника тяжела была мирская
слава. Придя к своему
духовному отцу, преподобный Евфросин начал просить у него благословения оставить обитель и поселиться где-нибудь в пустыне, чтобы наедине
быть с Господом.
Послания из Троице-Сергиевой Лавры дошли до Ефросина, и он единственный откликнулся на этот призыв: подлинность монашества есть послушание, отречение от собственной воли, жертвенность - такого делания искал Ефросин. По духу он был преемником Преподобного Сергия. Восприняв его слово, преподобный Ефросин удаляется из Снетогорского монастыря, где подвизался в пустынное место, в Елеазарову пустынь, чтобы там, в пустыни, в уединении заниматься этим духовным деланием. Собственно,
он стал основателем псковского монашеского пустынножительства.
В 1425 г., желая уединения, он оставил обитель,
удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки
Толбы и построил маленькую хижину. Однажды, когда преподобный Евфросин,
устав от работы, уснул возле своей хижины, ему, в сонном видении, явились три вселенских учителя: Василий
Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма в их имя.
Много времени спустя после поселения в пустыне, узнала о его местожительстве мать Евфросина. С целью повидаться с сыном, а быть может и отговорить его от добровольно взятого на себя трудного подвига, пришла она в пустыню и со слезами начала умолять
сына выйти к ней из келии. Но Евфросин лишь через оконце своей келии посмотрел на мать и сказал, чтобы она не скорбела, а шла в монастырь и спасала там свою душу. Мать последовала совету сына и постриглась в одном в женском монастыре.
Вскоре пришёл к Преподобному инок по имени Серапион, но пожив с ним недолго в духовных трудах и подвигах захотел поселиться на другом берегу реки
Толбы. Во время строительства деревянного моста, он рассёк себе колено и вынужден был возвратиться к своему другу, а исцелившись остался жить в посте и молитве с Евфросином. Преподобный Серапион умер 8 Сентября 1480 года.
О пустынной жизни преподобного Евфросина начала распространяться слава, и в его пустыню начали стекаться другие любители пустынных подвигов.
В числе братии, собравшейся к Евфросину было 4 родных брата из Пскова: Игнатий, Харлампий, Памфил и Мартирий. Много учеников взрастил Евфросин в своём духовном гнезде. Из их числа блаженный Савва. Он основал обитель Богословскую в Крыпецах.
Место было неудобным для построения храма и братских келий. Разделенное на двое двумя рукавами протекавшей речки, оно было
неровным и слишком тесным для построек.
Иноки просили своего учителя избрать другое, более удобное место для построения обители,
но Евфросин полюбил это место, и не хотел оставить его.
Он предложил срыть гору и заполнить землею один из рукавов речки,
тем самым увеличить территорию для устройства храма и монастыря. Так
братия и поступила. Получилось достаточно сухое место и скоро на месте явления преподобному трех святителей, возле его убогой кельи,
был возвден каменный храм во имя этих святителей.
По смирению своему преподобный Евфросин не только не принял на себя должности игумена, но даже отказался принять и священный сан, - до конца жизни остался простым монахом. На должность игумена
был избран Игнатий, один из учеников Евфросина, Новгородский владыка посвятил
его в сан священника.
Из воспоминаний очевидца о церковной службе в монастыре
известно, что Евфросин завел в своем монастыре
строгий порядок жизни и для этого составил особый письменный устав,
правила которого должен был исполнять каждый инок. Постригшийся в монашество, отрекшийся от своей воли, должен всего себя посвятить на служение Господу. Послушание старшим, любовь к братии, непрестанная молитва о всех живых и умерших и скорбь о своих прегрешениях, - вот чем должна наполняться жизнь истинного монаха. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, он советовал особенно любить молитву церковную.
Также преподобный старался развить в своих учениках любовь к труду.
Целые дни под руководством Евфросина
трудились
елеазаровские иноки, расчищали лес и
подготавливали нивы для посева хлеба, чтобы своими трудами питать себя. И из своих скудных запасов они старались помогать нуждающимся, были поистине благотворителями для окрестных жителей и для бедных и странных.
Преподобный Ефросин (Елеазар), получил хорошее образование, он был книжником и богословом, который ратовал за подлинность монашеского жития,
он вышел из книжной среды и был особенно внимателен к вопросам Литургического порядка, дотошно и скрупулезно вникал в
практику Богослужений в Церкви, предвидя, что это может вызвать раскол и разделение.
Ефросин заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова служат по-разному. Для выяснения
истины, вопросов, связанных с отправлением
богослужения, он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Итак,
стремление к истине привело его в Византию,
но, и там он не нашел ответа на свои вопросы, но совершил для России ту миссию, которую он сам и не собирался совершить. Преподобный Ефросин мыслил себя гражданином Византии - Второго Рима, поэтому и пошел туда в поисках ответов. Византия для него была светочем, государством, которое дало России веру,
там был Патриарх, бывший Патриархом и Руси -
мы были митрополией Византии, были севером Византийской империи. Преподобный Ефросин застал крушение Византии, она была завоевана турками, но там было еще много духоносных старцев,
и там он был принят
самим Константинопольским патриархом, Геннадием II. который
на благословение пустынножительной
обители Елеазарово, основанной у Толбского
озера, подарил Цареградскую икону Божией
Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии.
За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.
Это благословение Ефросин приносит в Россию, икона попадает
в Елеазарову пустынь.
Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков.
Там, где произошла встреча братии со святой иконой Цареградской,
в том месте, забил святой источник, именуемый Пречистенским, он до сих пор
все там же и до сей поры он несет людям исцеления. Над источником построена часовня Цареградской иконы Божьей Матери. Первоначальное название монастыря было Сретенский - в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери. После постройки собора Трех-Святителей монастырь стал называться Трехсвятительским. Позже в память о преподобном Ефросине назван Спасо-Елеазаровским. Долгое время Спасо-Елеазаровский монастырь, населенный богословами-книжниками, был центром духовной жизни, здесь было составлено Житие преподобного Ефросина, проведено редактирование 1 Псковской летописи и, возможно, переписано "Слово о полку Игореве", благодаря чему оно сохранилось в русской литературе.
Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе.
Преподобный Ефросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Ефросина, скитских старцев: преподобный Савва Крыпецкий, преподобный Досифей Врехнеостровский, преподобный Онуфрий Мальский, преподобный Иоаким Опочский, преподобный Илларион
Псковоезерский Гдовский, преподобный Харитон Кудинский - основатель и игумен монастыря на озере Кудине рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харлампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре.
Учеником преподобного Ефросина был и Серапион. Преподобный Серапион Псковский - уроженец Юрьева (Тарту), но когда там начались гонения на православную веру, бежал и подвизался в пустыне вместе с Ефросином. Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и являлся умелым защитником веры православной. Серапион принял великую схиму в 55 лет, и, приняв пост безмолвия, находился рядом с преподобным Ефросином. Преподобный так строго исполнял монашеский обет нестяжания, что описатель жития называет его "мертвецом непогребенным". Преподобный Ефросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в "кости, обтянутые кожей".
Преподобным Ефросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 (28) мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" преподобного Евфросина. В 1999 году вышла в свет книга Патриарха Алексия II "Православие в Эстонии", где Святейший Патриарх подробно остановился на пастырской деятельности преподобного Серапиона Спасо-Елеазаровского (конец XIV- начало XV вв.).
До глубокой старости дожил преподобный Евфросин,
скончался на 96 году жизни,
15 мая 1481 г.
Когда шведы позже разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и
эту икону Цареградской Божией Матери, святыню
древней обители. Шведы пытались на
кораблях выйти в устье полноводной тогда
реки Толба, чтобы пройти в Псковское озеро, но, корабли их затонули вместе с ними.
Вместе с врагами утонула и икона Цареградской Божией Матери,
теперь она на дне озера Псковского, она не ушла из пределов России.
Для монастыря был выполнен список с иконы
Цареградской Божьей матери, после
революции эта икона попала в руки
благочестивой семьи и эти люди передали ее отец
Николаю Гурьянову на остров Залит.
Когда вновь открылся монастырь и стал восстанавливаться после
многих лет запустения, первая икона, которую принесли
в эту обитель, была Цареградская. Ее передал отец Николай Гурьянов с острова Залита (Талабск), она хранилась у него сорок лет в алтаре храма, где батюшка служил, а была написана
эта икона в
Елеазаровском монастыре. Вот такое чудо: все было утрачено и разорено, а икона вернулась, правда, это не тот список, который был принесен из Константинополя.
44 года жил отец Николай Гурьянов на острове Залита,
Талабск, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина.
Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места
.
++
12 февраля верующие вспоминают Трех Святителей Православной Церкви,
основоположников православного христианского учения: Иоанна Златоуста, Григория
Богослова и Василия Великого. В 1447 году был построен каменный
Трехсвятительский Собор, который имеет приделы в честь Рождества Богородицы, и
нижний храм - в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.
Устрояя обитель, преподобный Евфросин молился Господу, в честь кого должен
быть соборный храм в обители? После долгой молитвы ему было видение Трех
Святителей на том месте, где стоит Трехсвятительский Собор. Причём удивлён был
Евфросин, удивлена была и братия: место было показано за пределами пустыни, на
берегу реки, в неудобном месте. Но Господь указал именно так. При жизни
Преподобного на том месте, где явились ему Три вселенских Святители, началась
постройка Трехсвятительского Собора. Все Три Святителя были епископами
Константинопольской Церкви, прославляемы и почитаемы в своих приделах, но то,
что они духом и явлением своим отметили это Святое место говорит о его
вселенскости. Спасо-Елеазаровский монастырь стал родиной идеи Третьего Рима,
сформулированной старцем, учеником преподобного Евфросина-Филофеем".
Матушка Елисавета убеждена в том, что "Россия есть символ вселенскости
Православия, и является для всего мира тем самым сокровищем, тем самым ковчегом,
в котором будет совершаться спасение всего человечества. Иначе не было бы здесь
и знамения такого, и такого явления столпов Православной Церкви. Объяснение
этому может быть только одно: Россия действительно является Третьим Римом, тем
самым государством, в господство которого входит сам Иисус Христос. И место
Спасо-Елеазаровского монастыря, избранное этими светильниками веры, отмечено
Господом как центр, не государственный и общественный, а духовный. Тайна здесь
велика есть, и мы не можем проникнуть в неё и постичь её. Но через этот
монастырь устроялась русская государственность в XVI веке, потому что в этом
монастыре появилась государствообразующая идея: Россия - Третий Рим. А какое
слово изречет эта Святая обитель миру на конец веков, мы ещё не знаем, но
предназначение у этого места великое. Здесь не просто пребывает Господь и Матерь
Божия, но это ещё и дом Трёх Святителей. И первое название у монастыря было:
Трехсвятительский".
Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст были блестяще
образованными богословами и защитниками Истины Православной веры, современниками
(IV в.), всегда почитались в восточной Церкви величайшими учителями. Память
каждого из них в отдельности праздновалась - как празднуется и ныне - в разные
числа января и февраля: свт. Василия Великого - 14 января, свт. Григория
Богослова - 7 февраля, свт. Иоанна Златоустого - 9 февраля. В конце XI века в
Константинополе возникли большие споры между верующими о заслугах этих
святителей. Одни ставили выше всех Василия Великого, как мужа высокоученого,
глубокомыслящего. Другие, напротив, ставили выше всех Иоанна Златоустаго, как
искуснейшего церковного проповедника своего времени и человеколюбивейшего
архипастыря, более других постигшего слабость природы человеческой и потому
снисходительного. Третьи, наконец, отдавали преимущество Григорию Богослову,
ставя его проповеди выше проповедей свт. Василия Великого и свт. Иоанна
Златоустаго. Споры эти породили полное разделение между верующими, так что одни
называли себя василианами, другие - иоаннитами, третьи - григорианами. Для
прекращения разделения и несогласий святители - сначала каждый отдельно, а потом
все трое вместе явились в видении одному из святых отцов и попросили его
прекратить всякие несогласия, споры и распри. Вселенские Учители попросили
совершать им память в один день, и тогда, в 1084 году, было установлено общее
празднование всем Трем Святителям в один день 12-го февраля, кроме празднования
каждому из них в отдельности.
*Однажды черноризец Конон принёс для монастыря серебро, но Евфросин почувствовал, что у него нет твёрдого желания остаться в монастыре и не принял от него серебро, а велел положить его в церкви у алтаря, как принесённое Богу. И действительно, Конон вскоре стал требовать своё серебро назад, но Преподобный отвечал ему: "не мне ты вручил серебро, а трём Святителям, от них проси обратно". Озлобился непостоянный инок и, однажды, настигнув Евфросина набросился на него с топором. Но Евфросин сказал ему, что серебро его цело и он может взять его. Так безрассудный Конон со своим серебром удалился в другой монастырь, но там вскоре ослеп. Чувствуя свой грех Конон вернулся к Евфросину и со слезами умолял о прощении. Старец простил его и молился о его прозрении. Самое интересное, что зрение действительно вернулось, а Конон остался в этой обители отдав ей не только серебро, привлёкшее его ко греху, но и всё своё имение.
Пустынножители, хотя сами часто нуждались в пище, всё же последним делились с путниками и нищими. Однажды Преподобный роздал нищим все припасы, бывшие в монастыре, сам уповал лишь на Господа. Братия роптала, а Евфросин молился и в это самое время, как рассказывают, служителю церкви Пророка Ильи в Кривопитском посаде явились во сне три Святителя и велели отвезти хлеба и других продуктов к братии Евфросина, т. к. у них уже три дня не было пищи. Эта весть дошла и до Псковского Посадника Афанасия, который так же послал от себя две подводы с продуктами. С этого времени в обители не угасало гостеприимство.
Образ Преподобного был написан ещё при его жизни иноком Игнатием и поставлен при гробнице. Евфросин был среднего роста и очень худой. Его продолговатое лицо с остроконечной бородой выражало кротость и смирение. Взоры его были тихи и приветливы.
По кончине Елизаровского старца в житии Преподобного описаны многие чудеса. Дьякон Верхне - островской обители Закхей страдал тяжёлой болезнью от нарыва в боку. И вот однажды, когда вся братия ушла на праздник в обитель Евфросинову, Закхей горько плакал от боли и молился. И тут ему в сонном видении явились три Святителя и старец, который прикоснулся концом своего жезла к нарыву. Закхей вскрикнул от боли и проснулся, но вскоре почувствовал облегчение, а чуть позже и совершенно выздоровел. Он переселился в Спасо-Елеазаровскую обитель и здесь ему ещё раз в сонном видении явился Евфросин и разбудил его во время пожара. Сени кельи Закхея загорелись от неосторожно брошенной головни. Благодаря старцу Закхей успел выскочить из пылающих сеней и успел позвать братию для погашения огня.
Дьякон Климент, служивший при Богоявленской церкви в Пскове имел особую веру к Преподобному и желал постричься в его обители, но тяжело заболел и находился при смерти. Будучи в тяжёлом состоянии он попросил родных отвезти его в обитель, но родные не соглашались отпустить его. Климент был совсем плох и тут одному из его родственников во сне явился Преподобный Евфросин. Устрашённые этим видением родные приняли решение отвезти больного в ближайший Евстратиевский монастырь, в котором он постригся под именем Киприана. Вскоре почувствовал облегчение и отправился в Елеазаровский монастырь. Там он совершенно исцелился и остался жить до конца своей жизни.
Рассказывают так же, что был во Пскове разбойник, по имени Василий прозванный "темные очи". Он убивал и грабил со своей шайкой и их боялись в городе и в сёлах. Но случилось так, что Василий тяжело заболел, у него случилась глазная болезнь, а вскоре он и вовсе ослеп. Позже он раскаялся в своих грехах, в слезах молился. Всё своё имение он отдал в Евфросинову обитель, а сам постригся в ней. Чувствуя свою греховность Василий не решался входить в церковь и молился всегда на паперти.
Много и иных чудес описано в житии. По представлении Преподобного Евфросина монастырь перенесён на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного.
В XVI столетии в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (ок. 1465-1542) - летописец, книжник и мудрец, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского. Известны его послания великому князю Московскому Василию III. Филофею принадлежит знаменитая формула: "Москва - третий Рим". Именно Спасо-Елеазаровский монастырь является родиной идеи Третьего Рима, сформулированной старцем, учеником Преподобного Ефросина Филофеем. Россия есть символ вселенскости Православия, и является для всего мира тем самым сокровищем, тем самым ковчегом, в котором будет совершаться спасение всего человечества. Иначе не было бы здесь и знамения такого, и такого явления Трех Святителей, столпов Православной Церкви. Объяснение этому может быть только одно: Россия действительно является Третьим Римом, тем самым государством, в господство которого входит сам Иисус Христос. И место Спасо-Елеазаровского монастыря, избранное этими светильниками веры, отмечено Господом как центр, не государственный и общественный, а духовный.
Здесь не просто пребывает Господь и Матерь Божия, но это еще и дом Трех Святителей.
Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство,
старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей
сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: "Москва - Третий Рим", -
и добавил: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.
Ветхий Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы Римские не взяли на себя опасную миссию построения антицеркви латинской ереси, в основе которой лежит стремление господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии, не осквернил православия. Попущением Божиим Византия пала от турок. Ответственность за судьбу православия легла на Москву,
как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Геннадия II.
Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни Пскова с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина.
Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.
Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В
Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории "Москва - Третий Рим". В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя.
В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл:
Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
Если преподобный Сергий - собиратель Русских земель и воссоединения их вокруг Москвы, то преподобный Ефросин воспринял святыню Первого и Второго Рима и принес ее на Русь. Он был настолько духовно высок, что Господь ему эту миссию поручил - преподобный принес на Русь знамение Третьего Рима.
Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).
В монастыре с 1908 по 1915 г. подвизался старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов), привлекавший к себе богомольцев, ищущих слова наставления и исцеления духовных и телесных недугов. В числе высоких особ, посещавших старца, - преподобномученица княгиня Елисавета
Федоровна.
Будущий старец схиархимандрит Гавриил родился 14 марта 1844 года в Пермской губернии, В Ирбитском уезде от благочестивых крестьян Феодора и Евдокии Зыряновых. Монашеский путь он начал в прославленной Оптиной пустыни в 1864 году под духовным окормлением старца Амвросия.
По доносу старец был уволен с должности наместника Седмиезерной пустыни. Этому предшествовало обвинение в нерадивом ведении монастырского хозяйства, а фактически в присвоении церковного имущества. Тогда же один из его близких духовных сыновей, будущий священномученик
Иувеналий (Масловский), пригласил старца в монастырь, в котором незадолго до того принял настоятельство.
У святых ворот Спасо-Елеазаровой обители старца поджидала вся братия монастыря во главе с игуменом Иувеналием с чудотворным образом Всемилостивого Спаса на руках. Здесь, в обстановке духовной любви и доверия благодатный дар старчества беспрепятственно изливался на многочисленных богомольцев, искавших у старца утешения и действенной помощи в скорбях и болезнях.
В день старец порой принимал до 150 и более человек, так широко разнеслась слава о прозорливом молитвеннике и утешителе. К нему приезжали целыми семьями, паломническими группами. У кельи старца можно было встретить архиерея и монаха, чиновника, священника, аристократа, и простого крестьянина или мастерового - старец не знал ни социальных, ни иных различий, каждому посетителю было открыто его сердце, полное любви, сострадания, желания помочь и утешить, духовно напитать.
Великая княгиня Елисавета Федоровна навещала своего духовного отца в Елеазаровской пустыни, и он в свою очередь, посещал устроенную ею Марфо-Мариинскую обитель. На средства Великой княгини в Спасо-Елеазаровой пустыни
при келье отца Гавриила была устроена домовая церковь в честь небесного покровителя старца - Архангела Гавриила.
Она пожертвовала средства на строительство храма, прислала подсвечники, покрывала для жертвенника и престола и священническое облачение. Иконостас был по ее проекту.
В 1915 году старец отправился в Казань, и там 24 сентября 1915 года скончался. Похоронили его Седмиезерной пустыни.
В декабре 1996 года было получено благословение на прославление старца в лике местночтимых святых Казанской епархии. 30 июля 2000 года мощи преподобного старца Гавриила вновь вернулись в его родную обитель.
Частица мощей из Седмиезерной пустыни была переведена в том же году в Спасо-Елеазаровой монастырь.
В новой обители построена каменная соборная церковь трёх Святителей и туда перенесены мощи Евфросина. В последствии к храму была пристроена церковь Рождества Богородицы и построена деревянная церковь Преподобного Онуфрия. Чудотворная икона Спаса
Елеазаровского (ранее Великопустынская), изъятая из монастыря в 20-е г. 20 в.,
ныне находится в экспозиции Псковского музея. Явление иконы: в 1352 г. в Пскове появилась "чёрная болезнь", от которой многие умирали. Один благочестивый мужчина пробирался в чаще леса и увидел ослепительный свет, так была в лесу, обнаружена икона Спасителя Иисуса Христа. Все кто молился у этой иконы - исцелялся. На месте явления иконы был поставлен храм, а позже возникла обитель Великопустынская.
Послереволюционное развитие.
В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.
Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь "в помощь голодающим Поволжья".
Как и большинство монастырей, Спасо-Елеазаровская обитель была закрыта при Советской власти, и почти все здания разрушены.
Поочередно в монастыре организовывали то просветительский институт, детский изоляционный центр, то образцово-показательный совхоз. В 1926 году в Трехсвятительском соборе устроили Народный дом.
В 30-е годы в монастырских зданиях разместилась школа. В братских корпусах были классные комнаты и жили школьники. В Трехсвятительском соборе стояли металлообрабатывающие станки, В Рождественнском приделе - деревообрабатывающие, в притворе под колокольней
размещалась кузница.
При оккупации фашистов в храме и в братском корпусе устроили госпиталь для раненных немцев. После войны были здесь детский санаторий, летний лагерь и туристическая база.
В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.
>Все годы советской власти обитель разрушалась, упала колокольня, на соборе Трех Святителей уже рухнул купол, четверик храма зашатался, но нашлись люди, которые сделали невозможное - сумели пробить финансирование на его реставрацию. Столпы собора были закованы в железобетонные стяжки, и собор выстоял.
По благословению Владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается, и молитва за мир продолжается.
Спасо-Елеазаровский монастырь возвращен церкви 5 мая 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери "Живоносный источник".
28 мая Спасо-Елеазаровский монастырь отмечает память Псковских преподобных Ефросина и ученика его Серапиона,
28 мая 2000 г. состоялось освящение Свято-Елисаветинского храма в первом этаже Рождественского придела.
Эта обитель, действительно, живой источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь - символ возрождения Третьего Рима - нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия.
Молитвами Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского, возрождается Спасо-Елеазаровская обитель.
Во главе ее поставлена монахиня Елисавета (Беляева), воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.
12 февраля в Спасо-Елеазаровском монастыре
отмечают престольный праздник, Русская Православная Церковь празднует Собор трех вселенских учителей и Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Этот один из древнейших монастырей России основан пострижеником Снетогорского монастыря Ефросином в 1425 году. В 1447 году был построен каменный
Трехсвятительский Собор, который имеет приделы в честь Рождества Богородицы,
и нижний храм - в честь Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.
Если Апостолы просветили весь мир и созиждили Церковь, камень которой есть Христос, то Три учителя и Святителя Василий, Григорий и Иоанн - для всей вселенской Церкви стражи истинного Православия.
Когда Преподобный Ефросин (Елеазар) был в Константинополе, у него были определенные цели и задачи путешествия - выяснение некоторых вопросов обряда Православного Богослужения. А миссия оказалась другой: Патриарх Геннадий II, дав ему в дар икону Божией Матери Цареградская, благословил собрать учеников и на этом месте, на псковской земле создать Святую обитель,
где монахи будут искать только духовной жизни и единения с Богом, как можно дальше пребывая от мира. Преподобному Ефросину было видение Трех
вселенских Cвятителей на том месте, где стоит
теперь Трехсвятительский Собор.
Есть монастырское предание, что и сам Собор был показан в видении Ефросину.
В новой обители построена каменная церковь во имя Трех святителей, где и почивают под спудом мощи старца.
В
2007 г. в Спасо-Елеазаровском монастыре освятили новые колокола.
7 колоколов, отлиты в Воронеже. Самый большой колокол весит 420 килограммов, маленький - 4 килограмма,
колокола пожертвованы московскими благодетелями, которые уже семь лет участвуют в восстановлении монастыря и трудами рук своих, и денежными средствами.
Возобновлены богослужения, восстановлен храм Трёх Святителей 16 в. В интерьере храма мощные подпружные арки вновь возносятся к свету, льющемуся из верхних окон храма, а
звуки церковного пения, отражённые голосниками долго тают в воздухе.
Освящены кресты для трех престолов собора Трех Святителей: для самого собора, соборного придела, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и нижнего храма собора в честь святой мученицы великой княгини Елисаветы, а также для восстановленной колокольни, храма настоятельского Дома и монастырских ворот.
Кресты изготовлены на средства Министерства культуры, которое финансировало работы за счет реставрационной программы "Культура России". Работы проводились на территории Высокопетровского монастыря, что рядом с Красной площадью, реставрационной группой "Камерань", которая известна своими работами по изготовлению и золочению крестов и гербовых орлов Красной площади.
Сейчас в обители проживает 25 сестер.
Около монастыря замечательны два места: на одном из них, в восточной стороне за монастырскою оградою, стоит деревянный крест; на другом - каменный в чаще леса близ озера. На этих местах по народному преданию особенно любил молиться Евфросин.
>>>
Адрес монастыря: 180523, Псковская область, Псковский район, деревня Елизарово
тел. (8112) 19-95-58
Р/с 40703810000000000287 ОАО "Псковбанк", К/р 30101810500000000703
БИК 045805703, ИНН 6018009492.
1 || 2