Архитектура губернского Пскова - XVIII-XX век, 
Н.Н.Новикова
продолжение

В целом в середине XIX в. в Пскове были проведены основные градостроительные мероприятия по перепланировке города, закреплен на местности административный и торговый центры, застроено большинство обывательских кварталов.

В 1840—1850 гг. в архитектуре Пскова стали обнаруживаться первые признаки распада композиционных принципов классицизма. Отсутствие четко выделенного центра в композиции фасада, равнозначность этажей и ряд других новых черт можно было видеть уже в здании Дворянского собрания, построенном в 1842 г. по проекту архитектора К.А.Тона (ул. Советская, 52 — перестроен), доме купца Орлова, 1850-х гг. (ул. Гоголя, 19), здании губернской мужской гимназии, 1855 г. (ул. Урицкого, 5) и других постройках этого времени.

Вторая половина XIX — начало XIX вв. стали наиболее плодотворным периодом в строительной жизни губернского Пскова. В застройке города появились новые, неизвестные ранее типы зданий — доходные дома, банки, народный дом, вокзал и т. д. Старые деревянные дома сносились, а на их месте возводились крупные каменные постройки. Повысилась этажность вновь возводимых строений (до пяти этажей). Увеличилась плотность внутриквартальной застройки. Широкое применение при строительстве домов начали находить металл и стекло, а в конце века — железобетон. С 1880-х гг. стали использоваться канализация и водопровод, а с начала XX в. — электроснабжение, система вентиляции и кондиционирования воздуха.

Строительство велось большей частью по проектам местных архитекторов — А.Н.Векшинского, Ф.П.Нестурха, Г.Ф.Станкевича, Э.А.Гермейера, Н.Н.Клименко, А.А.Подчекаева и других. Одновременно над проектами для Пскова работали и петербургские архитекторы — А.В.Щусев, А.М.Харламов, Новицкий.

Основным стилем архитектуры второй половины XIX в. стал эклектизм. В основе нового художественного направления лежало использование в отделке зданий форм различных стилей прошлого. Постройки периода эклектики отличались простотой объемных композиций, равномерно ритмизированными фасадами, равнозначностью всех элементов отделки, симметричностью и рядом других характерных признаков. В 1860—1870 гг. преобладали здания с нейтральным решением фасадов, без явно выраженных признаков какого-либо одного исторического стиля. С 1880 гг. все большее место в архитектуре города начал занимать „кирпичный" стиль. Он исключал необходимость частых ремонтов и давал возможность насытить архитектуру цветом. Это делало его популярным как среди заказчиков, так и среди архитекторов. Особенно часто к „кирпичному" стилю обращались при строительстве доходных домов, фабричных и казарменных корпусов, складских помещений. „Кирпичный" стиль в Пскове имел свои особенности: кладка стены велась обычно из местного строительного материала — известняковой плиты, а роль облицовочного материала выполнял кирпич. Для достижения большего живописного эффекта на фасаде часто применялось сочетание красного кирпича с цветными майоликовыми плитками (ул. Гоголя, 17), отдельными отштукатуренными декоративными элементами (ул. Пушкина, 3/13), известняковой плитой (ул. Л. Поземского, 3). Несмотря на несомненную популярность у застройщиков „кирпичного" стиля, он, однако, не стал определяющим для архитектурного облика Пскова конца XIX в.

В 1880—1890 гг. в застройке города появились здания, в оформлении фасадов которых нашли отражение мотивы архитектурного классицизма и эпохи Ренессанса. В 1881 г. на подворье Печерского монастыря в Пскове по проекту петербургского архитектора Новицкого было построено двухэтажное здание Архиерейского дома (ул. Профсоюзная, 10). Фасады постройки, решенные с использованием характерных для раннего классицизма декоративных деталей — рустованных лопаток, тяг, гирлянд, меандра, — представляют один из наиболее выразительных образцов „стиля Людовика XVI" в архитектуре Пскова.

К числу интереснейших построек неоренессансного направления можно отнести здание Духовного училища (Красноармейская ул., 1), построенное в 1892 г. по проекту псковского городского архитектора А.Н.Векшинского и доходный дом А.Ф.Гессе (Октябрьский пр., 12), возведенный в 1896 г. по проекту псковского городского архитектора Ф.П.Нестурха, а также две постройки псковского губернского инженера Г.Ф.Станкевича — доходный дом Шпаковской, 1897 г. (ул. Ленина, 8) и здание банка Псковского уездного земства, 1902 г. (Октябрьский пр., 8).

В начале XX в. в архитектуре Пскова продолжало сохраняться многообразие стилей. Но ведущим для этого периода можно признать направление, получившее в России наименование „модерн". Одним из характерных признаков нового направления стал особый подход к принципу проектирования зданий. Форма плана и объема в модерне не задавалась изначально, как в эклектике, а вытекала из пространственно-планировочной структуры сооружения. Принцип построения здания „изнутри-наружу" определил отказ от симметрии, многообразие форм объемов и свободу их пространственных композиций. Изменилась роль орнамента. Значительно возросло значение фактуры и цвета материалов.

Интересным и единственным в своем роде образцом модерна в Пскове стал жилой дом с конторскими помещениями при канатной фабрике Г.Ю.Мейера (ул. Л.Поземского, 22). Различный функциональный характер помещений здания сказался на его планировке и внешнем облике. Ассиметричная объемно-пространственная композиция, живописный силуэт башенки-бельведера, большое разнообразие форм оконых проемов, различный рисунок кровель, новые отделочные материалы — все это делало здание неповторимым, выделяя его из общего архитектурного фона города начала XX в.

Иное направление модерна представлял доходный дом псковского гражданского инженера Г.Ф.Станкевича, построенный в 1903 г. на Кахановском бульваре (Октябрьский пр., 42). Горизонтальное деление фасада на этажи, столь характерное для доходного дома конца XIX в., исчезло. В композиции фасада преобладающими стали ассиметрия и вертикализм. Декор постройки поражал новизной рисунка и размашистой объемной лепкой отдельных крупных деталей.

К началу второго десятилетия XX в. облик вновь возводимых зданий стал строже, большее значение приобрели фактура и цвет отделочных материалов, проще и единообразнее стала форма окон.

Оригинальным образцом позднего романтического модерна в архитектуре Пскова стал дом И.А.Козловского, построенный в 1912 г. на улице Губернаторской (ул. Некрасова, 46). Впервые в отделке этого здания появились нехарактерные для Пскова мотивы северной флоры и фауны — рельефные изображения сов, водорослей, стилизованные капители в виде сдвоенных утиных головок с веткой кустарника между ними.

Кроме перечисленных выше образцов чистого модерна, в городской застройке начала XX в. появляются здания, в которых влияние стиля проявилось опосредованно. Большинство построек тех лет можно условно разделить на две основные группы. Первую составляют здания, где архитектурные детали ретроспективного направления сочетаются с объемной ассиметричной композицией, характерной для модерна. Примером может служить особняк Н.П.Лавриновского, 1908 г. (ул. Детская, 2). Вторая, более многочисленная группа, объединяла постройки с равномерно ритмизированными фасадами в духе эклектизма, где формы исторических стилей сочетались или заменялись орнаментикой модерна. Среди них доходный дом А.Ш.Ильяшева, 1907 г. (Октябрьский пр., 46), здание Псковского отделения Государственного банка, 1908 г. (ул. Советская, 44), здание Народного дома им. А.С.Пушкина, построенное в 1906 г. по проекту псковского городского архитектора Э.А.Гермейера (ул. Пушкина, 13), и другие.

Модерн в архитектуре Пскова почти не коснулся многих видов декоративного творчества. Не получил распространение витраж. Единственной постройкой, где на фасаде было использовано декоративное панно из майоликовых плиток, стал дом П.Д.Батова, возведенный около 1913 г. (ул. Конная, 1). Наиболее часто употребляемым видом декора оставался лепной рельеф.

Во втором десятилетии XX в. в городе возводится ряд зданий в стиле неоклассицизма. Среди наиболее совершенных образцов этого направления необходимо выделить здание художественно-промышленной школы им. Н.Ф.Фан-дер-Флита (ул. Некрасова, 7). Постройка была возведена в 1913 г. по проекту помощника псковского губернского архитектора Н.Н.Клименко. В пропорциях и композиции основных объемов дома еще явственно ощущается влияние модерна. Вместе с тем обращение к формам позднего классицизма — ампиру, характер использования декоративных элементов позволяют говорить о здании художественно-промышленной школы как об одном из наиболее интересных образцов неоклассицизма в архитектуре дореволюционного Пскова.

Другой вариант неоклассицизма представляет доходный дом И.А.Сафьянщикова, построенный на улице Сергиевской в 1912 г. (Октябрьский пр., 18). Главным средством художественной выразительности здесь стал облицовочный материал. Первый этаж обработан крупными блоками „рваного" гранита. Два верхних этажа облицованы бетонными плитками и украшены вставками с мотивами гирлянд, маскаронов, бараньих голов, фигурами грифонов и т. д.

Одной из последних построек неоклассического направления стало здание Мариинской женской гимназии (ул. Некрасова, 9). Строительство его велось в соответствии с проектом псковского епархиального архитектора А.А.Подчекаева и было завершено в 1916 г. Как и в здании художественно-промышленной школы, в оформлении фасадов постройки архитектор обратился к мотивам классицизма — рустовке, лопаткам, пилястрам, колоннам, филенкам и т. д. Однако большие размеры здания, неуместные в сложившейся градостроительной ситуации, крупные членения фасада, отдельные излишне массивные детали делали постройку громоздкой, снижали ее художественные достоинства.

В целом архитектура Пскова XVIII — начала XX вв. прошла те же этапы развития, что и зодчество других городов России. Однако она имела ряд только ей присущих особенностей, определяемых уровнем экономического развития города, влиянием ближайших соседей — Петербурга и Прибалтики, вкусами и потребностями заказчиков, местными строительными традициями. Большой урон застройке Пскова нанесли Великая Отечественная война и последовавший за ней восстановительный период, когда в ходе реконструкции города были уничтожены или значительно перестроены многие здания XVIII — начала XX вв. К настоящему времени оказались безвозвратно утраченными такие крупные сооружения дореволюционного Пскова, как здания Гостиного двора. Городской думы, лютеранской церкви, Сергиевского реального училища, Ольгинского и Троицкого мостов. Список этот можно продолжать. Поэтому сейчас наиболее важной представляется задача сохранения того лучшего, что уцелело от губительного воздействия времени, из чего в конечном счете складывается неповторимое своеобразие облика современного Пскова.

Очерк написан на основании материалов Государственного архива Псковской области (фонды 20, 31, 39, 41, 74), Центрального Государственного исторического архива СССР (фонды 1488, 802. 82), Ленинградского Государственного исторического архива (фонды 139, 184), Отдела рукописных и старопечатных фондов ПГОИАХМЗ.

Новикова Н.Н.
Архитектура губернского Пскова # Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994. #

 

Hosted by uCoz