Гостиницы и музеи города Пскова.

История Ивановского монастыря. 

Псковская земля сохранила сотни шедевров самобытного искусства, развивавшегося непрерывно на протяжении многих столетии. О Псковской школе зодчества можно говорить как о вполне самостоятельном направлении в истории искусства со своей строительной мастерской, собственным высоким стилем, получившим признание выдающихся зодчих современности. Псков упоминается в самом первом известии русских летописей под 903 годом. Особенностью псковского зодчества является широкое использование камня - местной известняковой плиты. В каменной архитектуре самым ранним, дошедшим до нас памятником архитектуры является собор Иоанновского монастыря. Он расположен напротив Кремля на левом берегу реки Великой. Собор Рождества Иоанна Предтечи - древнейший памятник зодчества Пскова. По последним данным исследования памятник датируется 1124 - 1127 годами. Он имеет несколько более поздних пристроек (притвор, двухпролётная звонница (XVI в.), мало нарушающих первоначальный облик. 

В 1923 г. собор был передан заводу "Пролетарий" в аренду под клуб, а остальные помещения под общежитие. Все ценности разграблены, уничтожены. В храме находился гараж и торфяной склад. Каменная ограда мешала проезду заводского транспорта и она была снесена. Часть бывшего кладбища заасфальтирована и превращена в площадь перед проходной завода. Из строений остались собор, двухэтажное и одноэтажное здания рядом. В годы войны 1941- 1945г. памятник сильно пострадал. В 1946г. была проведена разборка завалов и очистка от мусора. Крупные реставраторские работы, направленные на спасение памятника, были проведены архитектором П. Н. Максимовым. В процессе реставрации выяснилось, что кладка стен собора характерная новгородская смешанная из каменного плитняка и плинфы. В кладке парусов центрального барабана уложены двенадцать голосников (узкие и широкогорлые кувшины высотой до 50 см и шириной до 35 см). В парусах обнаружены и укреплены древние голосники, один из которых является древнерусской амфорой. В соборе насчитывается 4 типа окон: прямые щелевидные, щелевидные с раструбом, люкарны с конической средней частью и прямоугольным внутренним раструбом. Круглые окна-люкарны, открытые в 1978 г., не имеют аналогов в домонгольских памятниках Руси. Дверные проемы храма в древности были прямые, сейчас они значительно повышены в пороге и растесаны. Что касается внутреннего убранства собора, то сейчас с полной уверенностью можно сказать, что первоначально он был расписан. Самый большой фрагмент росписи сохранился на центральной апсиде. При зондировании внутри центрального барабана под штукатуркой 1840 г. были обнаружены граффити. Они представляют собой отдельные буквы и идущие рядами вертикальные и наклонные риски. 

Зондажи в уровне хор дали еще и вещевой материал. Были обнаружены две ниши - тайники, заложенные в XVII - XIX веках. В них было найдено 70 предметов иконные доски, створки деревянных складней, церковная утварь подсвечник, дискос, блюдо, точеный пенал с " веретенцем" под грамоту. "Эта коллекция уникальна. Найденные иконы - небольшого размера, что позволяет назвать их келейными. Почти все иконы относятся к XIII - XV векам, наиболее интересному периоду в истории Пскова. Сейчас эти находки в г. Москве, в ВXНРЦ. 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА



До XIXв. собор был покрыт тесом, а главы на нем обиты осиновою чешуею и окрашены. В алтарной колонне по правую сторону престола находилась железная дверь, которая вела по узенькому каменному крыльцу под церковь, крыльцо от ветхости обрушилось. В самом соборе иконостас деревянный четырех-поясной с карнизами и тумбами, с накладною, в разных местах позолоченною червонным золотом, резьбою. Верхний пояс венчается крестом с изображением на нем Распятия Христова. Под церковью большой каменный из плиты глубокий погреб со сводами и подземным ходом к реке Великой. Пол в алтаре и на солее из больших необделанных плит, в церкви и притворе деревянный. При входе в притвор - двери деревянные, расписные, обложенные с лицевой стороны широкими железными полосами с внутренними личинами и висячими замками. При входе в собор с западной стороны двери деревянные распашные, обложены широкими железными полосами, а с южной перед клиросом двойные двери - одна наружная распашная железная дверь, и другая внутренняя деревянная с небольшим окном посередине, за железною решеткою. Запираются они железными задвижками. В западной части храма вверху находятся деревянные певческие хоры. Освещается собор 5-ю большими окнами с железными решетками и 4 мя малыми в куполе. Купол лежит на шести каменных столпах и колоннах, соединенных вверху арками. Две колонны закрыты иконостасом, а четыре столпа посреди церкви, которая на сводах. Своды скреплены деревянными дубовыми связями. В западной стене на уровне хор собора в древности сделаны ниши для особенной уединенной молитвы. В стенах сох- ранились помещения для казны, церковных вещей. Археолог В.Д.Белецкий после шурфовки 1964 года сделал предположение, что по аналогии с церковью Дмитрия Солунского в Довмонтовом городе собор принадлежит к числу построек новгородского князя. Ивановский собор близок к собору Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. но значительно ниже и меньше его по размерам. Ивановский собор более приземист, боковые главы расположены симметрично на основном объеме здания и служат для освещения хор. Хоры сделаны не на сводах, а на деревянном настиле. В более поздних постройках трехглавие и шестистолпие уступают место одноглавию и четырем столбам. Иоанновский собор в летописях упоминается неоднократно 1243 г. - летописное упоминание, связанное со становлением монастыря на месте ранее основанной княжеской постройки. 1433 г. - упоминание в связи со знамением в храме. 1438 г. - пожар, потемнели позолоченные иконы. 1487 г. - упоминание в связи с захоронением жены и сына князя Ярослава, погибших во время мора. 1615 г. - собор пострадал при нашествии шведского короля. 1623 г. - жалована царская грамота на землю. 1723 г. - 1763г. - подробное описание строительства вокруг собора. 1801 г.-1899 г. сооружена каменная колокольня, просфорня. Со- бор неоднократно изучался, реставрировался, исследовался архитекторами П.Н. Максимовым, С.П. Михайловым, учеными Н.Селивановой, В.А. Булкиным, В.Д. Белецким, П.А.Раппопорт, А.А. Станюкович, Н.Ф. Окулич- Казариным, Ю.П. Спегальским, Г.В. Цируль, А.И. Никитским, М. Толстым, И.И. Василевым, А.И. Комеч, И. Грабарем. "Тот памятник архитектуры еще до конца не исследован, хотя уже очень многое о нем известно. Так, например, мы знаем, что вкладчиками и покровителями монастыря с давних пор были венчанные особы. В 1510 г. его посетили цари Василий Иоаннович, Федор Иоаннович, Алексей Михайлович, царевна и великая княгиня Параскева Федоровна с государыней царевной Анной Иоанновной и Параскевой Иоанновной. В 1910 г. его посещала великая княгиня Елизавета Федоровна, в 1992 г. причисленная к лику святых новомучеников Российских. В гробницах, находящихся у северной и южной стен собора, почивают местночтимые благоверные княгини схимонахиня Марфа - внучка святого Александра Невского, псковские княгини-инокини Васса, Голендуха, Иулия, Анна, Мария, София и некоторые псковские князья. 8 мая 1243г. княгиня Евпраксия приняла мученическую кончину от руки пасынка. В Новгородском летописце сказано, что в том же году от иконы Святого Спаса под гробом княгини в Ивановском соборе явилось знамение виде миро от иконы двенадцать дней. В "Ведомостях Пскова" за 1798 г. написано "лета 6791 (1282)г. мая 18 дня от образа Иисуса Христа, стоящего на гробнице создательницы храма княгини Евпраксии, течаше миро двенадцать дней и налиша того мира четыре вощаницы мерою по шклянец. О том написано на доске и на подсвещнике медном резном, стоящем на тое же гробнице". В XVIII в. Ивановский монастырь считался одним из "первенствующих" из числа женских монастырей Псковской епархии. Подробное описание монастыря относится к 1763 г. В это время на колокольне собора Рождества Иоанна Предтечи находились два больших и два маленьких колокола. 

Рядом с ней была теплая придельная церковь одноглавая каменная во имя апостола Андрея. Все главы были обиты чешуею, а кровли крыты тесом. Остальные постройки деревянные. В 1805 г. сооружена каменная ограда, а в 1882 г. на ней каменная колокольня. В 1845 г. разобран обветшалый Андреевский придел и построен новый. На 1874г. на территории монастыря в 2 гектара находятся полукаменные сестринский и игуменский корпуса, трапезная, сараи, конюшни, бани, " дом- приют для больных и бедных людей", сад и огороды. В 1885 г. построены двухэтажные настоятельские палаты, в 1899 г. на месте старых настоятельских келий - одноэтажное здание просфорни.



Hosted by uCoz