Топонимы по названиям монастырей

Псков, Старые названия улиц Пскова. Топонимы по названиям монастырей. Топонимы по названиям монастырей, воздвигнутых в честь святыхСтарые названия улиц Пскова. Топонимы по названиям монастырей


Поскольку монастыри играли большую роль в жизни псковичей, их названия тоже отразились в топонимии Пскова. Принципы названия улиц и переулков были схожи с принципами названия по церквям.

ЗЛАТОУСТОВСКИЙ ПЕРЕУЛОК
(современное название - Комсомольский переулок).

Впервые упоминается в летописи под 1543 годом под названием Сокольей улицы. Позднее бывшую Соколью улицу переименовали в Златоустовский переулок. Название получил по существовавшему здесь Златоустовскому монастырю, не сохранившемуся до наших дней.


МИРОНОСИЦКАЯ УЛИЦА
(современное название - Коммунальная улица).

Название определялось близостью Мироносицкого кладбища и расположенной на нем монастырской церкви Жен-Мироносиц со скудельниц.

Церковь Жен-Мироносиц была сооружена деревянной в 1537 году, а в 1547 году перестроена в камне. Место это издревле называлось скудельницами, т.е. местами для погребения умерших во время моровых поветрий. В настоящее время это кладбищенская церковь.


МИХАЙЛОВСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Спегальского улица).

Название получила по Михайловскому монастырю, основанному в 1336 году. Улице, в свою очередь, именами были обязаны Михайловские ворота и башня.

До настоящего времени постройки Михайловского монастыря не сохранились.


НИКИТСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Рабочая улица).

Называлась по существовавшей еще до Великой Отечественной войны монастырской церкви Никиты в Поле (Никиты-Гусятника), построенной в 1470 году.

Никитская церковь была сооружена в мужском Никитском монастыре, что в Поле. В 1581 году около церкви помещался штаб Стефана Батория. С церковной колокольни Стефан Баторий наблюдал за штурмом Пскова. В народе церковь называлась «Никитой-Гусятником», потому что день памяти святого Никиты приходится на 15 сентября – когда по народным приметам начинается перелет лебедей.

Замечательный памятник древнепсковской архитектуры был разрушен в годы Великой Отечественной войны.


НИКОЛЬСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Гоголя улица).

Нынешняя Гоголевская улица на участке у "дома Печенко" сохранила ширину и направление древней Никольской улицы, проходившей от перекрестка церкви Покрова от Торга к монастырю Николы с Песков (ныне на его месте находится "Лапина горка"). Никольская улица существовала здесь еще в середине XVIII века и почти целиком показана на плане 1740 года. Название улица получила по монастырю Николы с Песков. Перед революцией 1917 года улица называлась Ивановской.


НОВО-НИКОЛЬСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Розы Люксембург улица).

Получила название по расположенной на ней монастырской церкви Николы от Каменной ограды XVI века.

ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Максима Горького улица).

Улица за столетия сменила не одно название. Самое старое из них - Продольная (по расположению улицы относительно реки Великой). В 1888 году Продольная улица была переименована в Княже-Владимирскую. В первые послереволюционные годы улицу назвали Предтеченской, по расположенному на ней древнейшему Иоанно-Предтеченскому монастырю.

Иоанно-Предтеченский монастырь впервые упоминается летописью под 1243 годом. По преданию, он был основан княгиней Евфросинией Рогволдовной, дочерью Полоцкого князя Рогволда Борисовича и теткою Псковского князя Довмонта. Мужем Евфросинии был известный авантюрист, псковский князь Ярослав Владимирович, предавший Псков в руки немцев. Евфросиния приняла монашество с именем Евпраксии и стала игуменьей Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1243 году Ярослав пригласил ее на свидание в ливонский городок Одемне (Медвежья голова), где она была убита своим пасынком, сыном Ярослава от первой жены. Тело настоятельницы было привезено в Псков и погребено в монастырском соборе.

Последние исследования собора показали, что собор святого Иоанна Предтечи был построен в ХП веке, вполне возможно, одновременно с собором Спасо-Преображения Мирожского монастыря Пскова. На протяжении нескольких столетий собор являлся местом захоронения псковских княгинь. Сохранившаяся соборная звонница датируется XVI веком.


ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ПЕРЕУЛОК
(современное название - Интернациональный переулок).

Название получил по существовавшему неподалеку Иоанно-Предтеченскому монастырю.


СЕРГИЕВСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Октябрьский проспект).

За время существования улица сменила ни одно название. В древности часть улицы именовалась Труперховой улицей. Она упоминается в летописи под 1426 годом. В словаре В.И.Даля слово "трупорешина" объясняется как "гниль с червоточиной, рыхлое место". Значительно позднее (не ранее XVII века) Трупеховка получила название Сергиевской улицы - по расположенной на ней монастырской церкви Сергия с Залужья. В предреволюционное время Сергиевскую улицу называли иногда Немецкой улицей - по лютеранской кирхе, которая располагалась на углу Сергиевской и Губернаторской улиц.

Вблизи места, на котором стоит церковь Сергия с Залужья, в старину находилось обширное болото, называвшееся «лужищем». От него и произошло название церкви – церковь Сергия с Залужья. О времени постройки церкви сведений не сохранилось. Во всяком случае, она не могла быть построена раньше 1510 года, в силу псковского патриотизма. Московские святые не пользовались в Пскове особым почитанием. В нынешнем виде церковь была сооружена во второй половине XVI века.


СЕРГИЕВСКИЙ САД
(современное название - Городской парк культуры и отдыха им.Пушкина).

Сергиевский сад был образован в 1874 году. Название получил по Сергиевской улице и монастырской церкви Сергия с Залужья.


ЦАРЕ-КОНСТАНТИНОВСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Красногоркая улица).

Местность, по которой пролегает улица, исстари называлась Царе-Константиновской, а позднее просто Царевской слободой. Название произошло от монастырской церкви Царя Константина и царицы Елены, построенной в XVII веке и сохранившейся до наших дней.

Церковь Константина и Елены находится на правом берегу реки Псковы. По дороге к церкви, на левой стороне, находилась полукруглая плитяная развалина. Местное предание говорит, что здесь находилась часовня во имя святой Анастасии, сооруженная раньше самой церкви. Датировка постройки церкви – 1681 год – подтверждается надписью на одной из икон. Существует предание, что князь Довмонт на своих плечах перенес иконостас из Никитской церкви, стоявшей, будто бы, у Рыбницких ворот в Константино-Елененскую церковь. Но у нас нет никаких сведений о существовании около Рыбницких ворот Никитской церкви. И совершенно точно это предание не может относиться к существующей Константино-Еленинской церкви. Однако возможно, что в ХIII веке здесь находилась другая, может быть деревянная, церковь. Но нельзя отрицать, что предание вполне совпадает с описанием характера Довмонта, отличавшегося набожностью.


ТОПОНИМИКА СРЕДНЕВЕКОВОГО ПСКОВА


На протяжении своей многовековой истории псковские храмы были не только хранителями православной веры, но и играли большую роль в общественной жизни города. Они являлись очагами просвещения в древнем и средневековом Пскове. В тяжелые годы выступали в качестве защитников рубежей Пскова. С древних пор до настоящего времени они являются хранителями многих традиций и обычаев горожан. В этой связи неудивительно, что названия псковских храмов, с одной стороны, связаны с реалиями жизни города, а с другой - сами послужили источником происхождения названий многих городских объектов.

Многие псковские храмы имели своеобразные названия, состоящие из двух частей - официальной и адресной, уточняющей. Первая часть названия указывала, - в честь какого христианского праздника, святого или иконы был назван храм (официальное посвящение главного Престола). Вторая часть названия указывала, где храм находится. "Адресная" лексика в названии храма весьма информативна для всех, интересующихся историей города, потому что в ней сохранился язык древнего и средневекового Пскова и многие реалии городской жизни прошлого. Территориальное деление, кончанское устройство, особенности городского рельефа, специфика занятий горожан и многое другое находило отражение в названии храмов.

В своей работе над "адресной" лексикой в названиях псковских храмов, в качестве источника я использовал "Псковскую летопись". Псковские летописные своды, которых известно три, содержат обширнейший историко-культурный материал по данному вопросу. Летописец при описании событий псковской истории обращается к указаниям на конкретные памятники для уточнения топографии Пскова. Указания подобного рода в сопоставлении с планами Пскова, о которых я скажу ниже, дают бесценный материал по историко-культурной топографии и топонимике древнего и средневекового города.

Особую группу источников по историко-культурной топонимике и топографии Пскова составляют иконы с изображением городских ансамблей. Они обладают разной степенью условности, но, несмотря на это, являются необходимыми для реконструкции облика средневекового Пскова. Прориси этих икон были опубликованы еще первыми исследователями псковской старины.

В 1859 году И.И.Горностаев издал литографию с изображением Пскова на иконе Сретения Богородицы из часовни Владычного креста. На литографии отсутствуют надписи, определяющие посвящения храмов.

В 1861 году граф М.Толстой в работе "Святыни и древности Пскова" публикует прорись с храмовой иконы церкви Покрова у Пролома (Покрова и Рождества у Пролома, в Углу). На прориси указаны посвящения храмов.

В 1911 году Н.Ф.Окулич-Казарин в "Спутнике по древнему Пскову" предпринимает попытку (очень неудачную полиграфически) фототипического издания "иконы Жиглевича" с изображением Пскова. В качестве приложения к своей работе он публикует комментированную прорись иконы Сретения Богородицы из часовни Владычного креста. В этой же работе автор публикует план укреплений Пскова (план 1694 года), который потом будет неоднократно воспроизводиться в работах советских исследователей - Ю.П.Спегальского, Е.Н.Морозкиной и других.

В 1988 году в сборнике "Древний Псков (история, искусство, археология)" Ю.Г.Малковым предпринята попытка научной публикации "иконы Жиглевича", содержащей план Пскова. Автором произведена атрибуция иконы, составлен комментарий.

Интересные материалы по историко-культурной топографии и топонимике Пскова представлены в работе Н.Ф.Окулич-Казарина "Спутник по древнему Пскову" (выходил двумя изданиями - 1911 и 1913 годы). Помимо основных указателей в "Спутнике по древнему Пскову" заключен и обширный топографо-топонимический материал по истории древнего города. Автор обращается не только к сохранившимся городским памятникам, но и к тем, которые давно исчезли или существуют только в виде руин. Окулич-Казарин в своем исследовании привлекает данные археологии, сопоставляя их с указаниями "Псковской летописи" пытается воспроизвести облик средневекового города. Окулич-Казарин явился одним из тех, кто в своей работе пытался реконструировать расположение улиц древнего города, уничтоженных в результате перепланировки XVIII века. В 1915 году в сборнике Псковского археологического общества публикуется его статья "Новое в топографии средневекового Пскова", в котором уточняются некоторые положения, высказанные ранее, и привлекается новый материал. Накануне революции 1917 года исследования Н.Ф.Окулич-Казарина, при всей спорности и ошибочности некоторых положений, являлись наиболее фундаментальными и обобщившими опыт предшествующих исследователей. Важно заметить, что по-настоящему научная публикация "Псковских летописей" была осуществлена только в середине нашего столетия, и она была недоступна Н.Ф.Окулич-Казарину. Этим и были обусловлены некоторые ошибки в атрибуциях. Несмотря на это Н.Ф.Окулич-Казарин принадлежал к числу наиболее значительных исследователей псковских древностей дореволюционного периода.

ХХ век стал наиболее продуктивным в исследовании истории и культуры древнего Пскова.

Обширный историко-культурный топографический и топонимический материал содержится в работах исследователя псковской архитектуры Ю.П.Спегальского. В своей работе "Псков. Историко-художественный очерк" (Ленинград-Москва, 1946 год) автор посвящает несколько глав визуальной реконструкции средневекового города, используя "адресную" часть посвящения храмов, рассказывает о быте и занятиях псковичей. Автор дает несколько необычную трактовку некоторым псковским топонимам. В дальнейшем полностью переработанное издание под названием "Псков. Художественные памятники" выдержало три переиздания - в 1963 , 1972 и 1978 годах. В работе "Псков. Художественные памятники" Юрий Павлович Спегальский привлекает обширный летописный материал и использует работы Н.Ф.Окулич-Казарина, набрасывая картину средневекового города. Ценность работ Ю.П.Спегальского заключается в целостности концепции развития древней архитектуры Пскова и четкого выделения этапов роста и развития города. Работа, выпущенная в качестве простого путеводителя, явилась глубоким, хотя в некотором и спорным, исследованием по истории Пскова.

Г.Я.Мокеев в своих работах по истории русского градостроительства выясняет символические аспекты существования древнерусского города. В статье "Якоже горний Ерусалим" ("Памятники Отечества" №2, 1991) делается попытка символического толкования храмов Довмонтова города Пскова, уточняется концепция средневековой городской символики. Для меня это является тем более интересным, потому что в работе я рассматриваю и особенности посвящений псковских храмов, обусловленные априорным - "Псков - Дом святой Троицы". В фундаментальной статье Г.Мокеева "Города Псковской земли" ("Древнерусское градостроительство Х-XV веков", Москва, 1993 год) производится детальный анализ градостроительной концепции Пскова от времени возникновения до XVII века. Автор подводит итог многолетнего изучения древнерусского города и делает выводы в отношении средневековой городской символики. Данная работа интересна тем, что является практически единственной законченной и непротиворечивой концепцией символического развития идеи "Псков - Дом святой Троицы".

И.К.Лабутина в работе "Историческая топография Пскова XIV-XV веков" предприняла попытку обобщения и систематизации всех летописных известий и планов Пскова для реконструкции исторической топографии города в XIV - XV веках. В настоящее время работа И.К.Лабутиной является единственной исчерпывающей по данной теме. В ней разрешены многие противоречия и исправлены ошибки, встречавшиеся в работах предшественников - Н.Ф.Окулич-Казарина, Ю.П.Спегальского. Детальное изучение источников позволило по-новому представить вид средневекового Пскова, провести переатрибуцию некоторых памятников города.

Работа В.В.Седова "Псковская архитектура XVI века" представляет интерес для раскрытия темы выписками из "Псковских летописей" и других источников, фиксирующих постройки псковских мастеров в XVI веке.

* Эта работа о историко-культурных топонимах Пскова сопровождается тремя предметными указателями - православных церквей и монастырей Пскова, названия которых отразились в псковской топонимии, указатель таких топонимов и указатель нарицательных слов, имеющихся в адресной части наименования храмов.

БОГОЯВЛЕНСКАЯ БОЛЬШАЯ УЛИЦА
(современное название - Герцена улица).

В древности носила название Запсковской улицы и являлась одной из главных магистралей Запсковья в средневековом Пскове. Более позднее название улицы - Богоявленская - перешло на нее с сохранившейся здесь и поныне церкви Богоявления с Запсковья, постройки конца XV столетия. Этот храм представляет собой ценнейший памятник древнего зодчества, а стоящая при нем замечательная звонница по праву считается лучшим и типичнейшим образцом подобных сооружений в древнем Пскове.

Кончанский храм Богоявления с Запсковья был одной из крупнейших церквей древнего Пскова. Время его постройки – 1496 год. Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. В начале Великой Отечественной войны пожар уничтожил все деревянные части здания, покрытие и иконостас. Начатая в 1948 году реставрация храма велась крайне небрежно и была оставлена незаконченной. В результате этой попытки реставрации скаты крыши восстановлены неточно, декорация главы и апсиды придела искажены. Южный придел остался в развалинах и в настоящий момент находится в критическом состоянии.


КСТОВСКАЯ УЛИЦА
До нашего времени не сохранилась.

По предположению Г.Мокеева, проходила по левому берегу Псковы. Название получила по существовавшему на улице храму Богоявления со Кстовы. Топоним "Кстова" происходит от слова "Крестить" (двунадесятый праздник Богоявления - это Крещение Господне). Летописных сообщений о существовании Кстовской улицы в древнем Пскове нет.


УСПЕНСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Калинина улица).

Часть современной улица Калинина в древности называлась Свиной (она подходила к Свинузской башне с воротами Окольного города). Более позднее название улицы - Успенская - произошло от древней, ныне не сохранившейся Успенской церкви, упоминаемой в летописи под 1606 годом. Существующая Успенская церковь, построена на месте древней в первой половине Х1Х века на средства родственников декабриста М.А.Назимова, жившего неподалеку.

М.А.Назимов – человек глубокой веры, много жертвовал в Успенскую церковь деньгами и обновил иконостас, в который, по его заказу, были написаны новые иконы. Назимов был единственным из декабристов, кто видел казнь своих пятерых товарищей. Окно его каземата находилось напротив вала – места исполнения приговора. Его маленький деревянный дом с тремя окнами до революции стоял на Великолуцкой улице, рядом с Дворянским собранием.

Топонимы по названиям храмов в честь святых


АЛЕКСЕЕВСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Гражданская улица).

Название получила по бывшей Алексеевской слободе, а та, в свою очередь, именовалась по расположенной поблизости Алексеевской церкви.

Церковь Алексия, человека Божия была построена в 1540 году. Ранее на ее месте так же находилась Алексеевская церковь, около которой псковичи в 1528 году встречали архиепископа Макария. 1 сентября 1581 года из лагеря Батория были прорыты траншеи до Алексеевской церкви, а оттуда к Свинорским и Покровским воротам. Около церкви происходили постоянные схватки между осаждающими и гарнизоном, делавшим частые вылазки.


АНАСТАСЬИНСКАЯ УЛИЦА
В настоящее время на карте города не существует.

Анастасьинская улица упоминается Ю.П.Спегальским в связи с постройкой церкви святой Анастасии Римлянки в Кузнецах. Церковь, по указанию Спегальского, находилась на пересечении Анастасьинской и Новой улиц. Смотри – Анастасьинский сквер.


АНАСТАСЬИНСКИЙ СКВЕР

Анастасьинский сквер устроен в 1890 году. Название произошло от находившейся здесь церкви Анастасии в Кузнецах (памятник архитектуры XVI века).

Церковь Анастасии стояла немного поодаль от Торга. Храм с его буем располагался у пересечении Новой улицы с Анастасиевской. Впервые церковь Анастасии поставили здесь деревянную («однодневку») в 1488 году. Сохранившееся здание построено целиком в XVI веке. Церковь перестраивалась в XVII веке и позднее. В первоначальной композиции храм был симметричным, с приделами с севера и юга, галереями, притвором и крыльцом перед притвором. В XVI веке это была одна из церквей Пскова.


АРХАНГЕЛЬСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Ленина улица).

Название Архангельская, или Михайлоархангельская - связано с расположенной неподалеку церковью Михаила Архангела в Городце.

Церковь Михаила Архангела в Городце – один из наиболее ценных памятников Пскова. Первоначально храм был построен в 1339 году. Уже в конце Х1У века или в самом начале XV века первоначальная композиция храма перестала удовлетворять соседей Городецкого конца. Храм был сильно перестроен. В начале XVII века храм оказался в запущенном состоянии. В 1613 году состоялось освящение храма после капитального ремонта. Ныне это здание предстает перед нами в облике, свидетельствующем о тяжелых ударах, обрушившихся на него в прошлом. Узкие неровные проходы церковного дворика при храме сохраняют очертания, принадлежавшие еще XVII веку. Этот дворик напоминает о древнем Пскове.


ВАРВАРИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК
(современное название - Переулок Искры).

Название произошло от Варваринской церкви.

Варваринская церковь была построена в 1618 году. Она является единственной в Пскове деревянной церковью. Церковь раньше была монастырской. В XVIII – XIX веках церковь была значительно перестроена, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу.


ВАРЛААМСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Леона Поземского улица).

Древнее название улицы - Званица. Она упоминается в летописи под 1470 годом. О происхождении названия «Званица» сведений не сохранилось.

В 1466 году на улице Званица была поставлена «однодневная» деревянная Варлаамовская церковь. Поводом к ее сооружению был страшный мор, впоследствии названный «Варлаамовским». Нынешняя каменная церковь была сооружена в 1495 году. Героический ореол памятнику придали события 1615 года. Во время штурма города войсками Густава-Адольфа главным объектом атаки стали находившиеся рядом с церковью ворота, которые были совершенно разрушены бомбардировкой. Защитники Пскова использовали Варлаамовскую церковь как дополнительную крепость и вели из нее огонь по противнику.

На протяжении столетий храм неоднократно перестраивался. Николаевский придел в настоящем виде построен в 1858-59 годах, и почти ничего древнего в нем не осталось. По этой церкви улица и стала впоследствии именоваться Варлаамской.


ВЕРХНЕ-ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Воровского улица).

Название связано с церковью Петра и Павла с Буя, сохранившейся и поныне. Эта церковь возвышается над левым, высоким берегом реки Псковы близ городского рынка. В период более раннего средневековья этот район носил название Кожевники. Часть Верхне-Петропавловской улицы - это старинная Кожевенная улица.

Кончанский храм Петра и Павла с Буя, или «из Среднего города», первый раз был построен в 1373 году, а затем на этом же месте заново в 1540 году. Ныне существующий храм представляет собой остатки постройки 1540 года. В течение XVII-XIX веков храм Петра и Павла неоднократно перестраивался. Реставрация 1962 года подвергла памятник сильному искажению. Но, несмотря на это, монументальность и благородство его интерьера, красота очертаний ступенчатых сводов свидетельствуют о былых высоких эстетических качествах здания.


ГЕОРГИЕВСКАЯ УЛИЦА

В начале улицы на берегу реки Великой, где в древности был взвоз (место подъема телег от реки), возвышается храм Георгия со Взвоза - некогда одна из богатейших псковских церквей, владевшая землями и крепостными крестьянами во всех уездах Псковской земли. Построена церковь в 1494 году и является одним из немногих сохранившихся памятников XV века, в архитектуре которого появилось немало черт, характерных для построек следующего столетия. По этому древнему храму и была названа улица.

Несмотря на то, что храм Георгия со Взвоза памятник XV века по архитектуре, особенно богатой общей композиции, он примыкает уже к постройкам XVI века. Интересным отличием памятника является украшение барабана зелеными поливными изразцами. Исследования последнего времени установили, что изразцы XV века и они первоначальны храму.


ИВАНОВСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Гоголя улица).

За время существования улица сменила несколько названий, называлась она Никольской улицей. Свое название Ивановской улица получила в XIX веке, по находившимся на ней двум Ивановским храмам. До наших дней эти памятники не сохранились.



ИЛЬИНСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Труда улица).

Название улицы произошло от Ильинской церкви XVII века.

В древности значительная часть Запсковья была покрыта болотом, поэтому основанный здесь Ильинский мужской монастырь звался «Ильей Мокрым». Нынешняя каменная Ильинская церковь сооружена в 1677 году. В своей композиции и обработке храм сохранил тесную связь с псковской архитектурой XVI века.


КУЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ УЛИЦА
В настоящее время на карте города она не существует.

Располагалась улица на Запсковье. Точно установить место расположения улицы не удается. Кузьмодемьянская улица находилась в "Жирковском сте". "Жирковское сто" локализуется в южной части Богоявленской улицы - в районе не сохранившейся церкви Евфимия на Запсковье и всхода от Псковы. Жирковский всход выходил на возвышенную часть у западного входа в церковь Богоявления с Запсковья. На месте Жирковского всхода и сейчас сохраняется подъем от реки Псковы. Название улицы можно объяснить существованием рядом церкви Козьмы и Дамиана с Запсковья.

В 1462-63 годах кузьмодемьянские соседи поставили «на Званицком кресте» обширный каменный кончанский храм во имя «бессеребреников» Козьмы и Дамиана. В 1507 году в одном из приделов храма взорвался хранившийся там порох. При реконструкции здание церкви было значительно перестроено. В XVIII веке были сломаны столпы звонницы и на старое основание установили восьмигранную колокольню, простоявшую до Великой Отечественной войны.

Сохранившиеся ворота буя церкви Козьмы и Дамиана – редчайший образец сохранившихся сооружений такого рода.

Церковь Козьмы и Дамиана – ярчайший памятник псковской архитектуры времени независимости, до сих пор организующий ансамбль Старого Примостья и открывающий панораму Запсковья.


ПЕТРОВСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Карла Маркса улица).

Одна из наиболее древних улиц Пскова. Петровская улица упоминается в летописи под 1433 годом. Свое название улица получила по Петровскому концу. Кончанским храмом Петровского конца была церковь Петра и Павла с Буя. Позднее Петровскую улица стали именовать Новгородской улице.


ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ УЛИЦА

Получила название в 1993 году по расположенному неподалеку храму Петра и Павла с Буя.


ЯКИМАНСКАЯ УЛИЦА
(современное название - Красных просвещенцев улица).

Улица получила название по расположенной поблизости, на Успенской улице церкви Иоакима и Анны, построенной в XVI столетии и с сильными переделками дошедшей до наших дней.

Храм Иоакима и Анны точно не датирован, но архитектура позволяет уверенно отнести его к XVI столетию. Это небольшой монастырский храм. Монастырь, подобно Старовознесенскому, стоял на горке и, как и многие другие псковские городские монастыри, посреди площади, в которую вливались окрестные улочки.

Старые названия улиц Пскова и их место расположения.