Мирожский монастырь
На территории монастыря, обнесённой каменной оградой 19 в., находится несколько разновременных построек. Дорога к соборному храму идёт через южные ворота и сад с хозяйственными постройками на старинных фундаментах. Северную часть монастыря замыкает Стефановская церковь со Святыми воротами, 16 - 17 в. В 1789 году рядом со Стефановской церковью появилось каменное здание Братских келий, которое перестраивалось в связи с наводнениями и вызванным ими переселением монахов с первого этажа. Рядом колокольня 19 в. Строение на высоком фундаменте - это Дом настоятеля 19 в. Внизу - каменные подвалы 17 в.
Монастырский сад служит прообразом Райского сада. Монастыри, по христианским представлениям, являются святым местом, своеобразным переходным пунктом от грешного земного мира в безгрешный.
Спасо - Преображенский собор Мирожского монастыря - один из выдающихся памятников средневековья - стоит у истоков псковской монументальной живописи. По летописным данным, собор построен до 1156 года - это был первый каменный расписной храм в Пскове. В создании мирожских фресок приняли участие греческие фрескисты. Русские художники овладевали не только техническими навыками, но и богатейшими иконографическими, богословскими и художественными знаниями, приобщаясь к многовековой культуре Византии. В плане здание собора представляет собой крестовокупольное сооружение, увенчанное массивной главой - это образец Византийской архитектуры. За многие века облик храма изменился: позакомарное покрытие сменилось скатным, в 16 веке появились притвор и звонница. На стене притвора у входа в собор на высоте человеческого роста видны отметины: это показан уровень воды наводнений в различные годы.
Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря являются достоянием мирового искусства.
Мирожский монастырь - древнейший архитектурный памятник, сохранившийся на
территории Пскова. Он был летописным центром древнего Пскова. Фрески,
сохранившиеся до наших дней, занимают важное место в истории русской и мировой
художественной культуры. В архитектуре и росписи храма впервые воплотились
черты, впоследствии ставшие характерными для псковского типа храмов и живописи.