Псковские гостиницы и храмы

Гостиницы города Пскова с телефонами, адресами и ценами Крыпецкий Иоанно - Богословский мужской монастырьотель, заказ отелей и гостиниц телефоны базы отдыха, отель, заказ отелей и гостиниц


История, прошлое, настоящее ПСКОВСКОГО Крыпецкого монастыря. Имена известных людей, связанных с ним. Фотографии Крыпецкого монастыря.

Крыпецкий Иоанно - Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в 25 километрах от Пскова. Основатель обители - Савва пришёл в Псков со Св. Афонской горы или из Сербии, принес с собой образ Иоанна Богослова, написанный на кипарисовой доске, и Сербское евангелие 15 века, которое ныне сберегается в Древнехранилище Псковского музея. Вначале Савва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Но и на реке Толбе Савва пробыл недолго, его тянуло в более пустынные места, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. С благословения Ефросина он отправился в урочище Крыпецы ("крыпа" значит "лодка, рыбачий челнок"), место, не очень далекое от Пскова (22 км. по прямой), но глухое и труднодоступное даже сегодня. Это небольшая песчаная возвышенность, остров среди непролазных лесных болот, где жили только дикие звери, около озера, обильного рыбой.
Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни. 
В 1487 году был официально основан мужской монастырь "на вече". Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным.
Не желая сам начальствовать, блаженный старец в обители своей поставил Игумена по имени Кассиана, и устроил общежительство, не дозволяя никому из братии считать что - либо своим, хотя бы кто и пожертвовал из имения своего при вступлении в монастырь. В келии у самого Саввы ничего не было, кроме иконы Спасителя и Божией Матери, убогой мантии да ветхой рогожки, на которой он ложился для короткого отдыха. Крыпецкий отшельник, как описывает его житие, был велик ростом, с бородой седою, как снег, густою и не очень длинною. Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли Савву на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова.
Спустя 50 лет по смерти Саввы его житие писал монах Василий из Крыпецкого монастыря. Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) — псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. падает на 40—60-е гг. XVI в.
В музее Паганкины палаты сегодня находится Сербское Евангелие, принадлежавшее Савве и икона к. 16 века с изображением Саввы Крыпецкого, с клеймами вокруг, где изображены сцены его жизни. В житии преподобного Саввы записано 20 чудес.

Мощи святого были обретены вскоре после его смерти, когда по усмотрению Божиему игумен Феоктист возводил вместо деревянной церкви Иоанна Богослова храм каменный и предполагал устроить старцу гробницу. При разборке старых строений и осмотре захоронений мощи преподобного, к сожалению, обнаружены не были, отчего нашла на всех великая скорбь.

В память святого Георгия служил Литургию монах Исаия. Придя в свою келью отдохнуть, видит он сон, будто находят братья некий гроб дубовый. Вскрывают его, но захоронения не познают и вновь его закрывают. И тут восстал некий старец чудный и указав себе на грудь, сказал: "Я многогрешный Савва, начальник обители сей, перенесший много напастей для Господа. Пришло время, так угодно Богу, быть известными мощам моим."

И пришедшим игумену с братией подает святой на вкушение три ягоды прекрасных, как символ плодов духовных во имя Отца, Сына и Святаго Духа. чтобы Спаситель услышал молитвы христианские и во веки не оскудела обитель сия.

Многие притекающие с верою к святым мощам старца получали исцеления не только от душевных, но и от телесных недугов: беснования, глубокой язвы, горячки, скорченных конечностей, головной и зубной боли.

25 января празднуется память основателя Сербской Православной Церкви Саввы Сербского. Для Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря этот праздник является престольным, потому что верхний придел храма апостола Иоанна Богослова посвящен сербскому святителю Савве. Во имя святителя Саввы Сербского принял постриг и основатель монастыря Савва Крыпецкий, по преданию, родом серб.

Святитель Савва - один из самых почитаемых святых у наших православных братьев сербов, первый сербский архиепископ. Проповедь, просвещение своего народа, долгие путешествия, создание автокефальной Сербской Православной Церкви, а также литературные труды (святитель Савва - первый сербский литератор, автор первого в Сербии Жития и других трудов) ставят его в один ряд с такими святыми просветителями как равноапостольные Кирилл и Мефодий, равноапостольный князь Владимир.

В 1594 году близ Белграда турками были сожжены его мощи. В настоящее время на этом месте в Белграде крупнейший православный храм во имя святителя Саввы Сербского, но средства на этот собор стали собирать еще в конце XIX столетия, в том числе, и в России.

Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. По Промыслу Божию в 1169 году, в год рождения святого, древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.

Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии.

В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом, преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, "исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая".

По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро. Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая "окончить дни свои странником в земле чужой".

Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу. При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, "зачем он уступает такое сокровище". На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою.

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.


Экскурсия в Крыпецкий Иоанно - Богословский монастырь.


Основатель монастыря - Савва Крыпецкий, Псковский.
Некоторые из чудес описанных в житии Саввы.

Описание Его чудесных исцелений представляет из себя простую запись исцелений, происходивших от мощей старца.
Из чудес, описанных в житии Саввы, особенно знаменательны - следующие.

Однажды разбойники прошли ночью к обители, чтобы ограбить её. Начальник их один подошёл к обители, но увидел множество людей, ходящих по монастырю с фонарями. Испуганные разбойники обратились в бегство. Им казалось, что за ними гонится множество народа, под предводительством седого старца. На другой день, узнав с удивлением, что в обители никого чужих не было, разбойники раскаялись, а атаман их постригся в обители Преподобного Саввы.

Один богатый купец псковский по имени Клементий Титов, имевший большую веру к чудотворцу, во время морового поветрия опустошившего Псков, заболел и находился при смерти от глубокой язвы, которая открылась в гортани и душила его. Но когда игумен Иосиф отслужил о нём молебен Преподобному Савве, и прислал ему немного земли с могилы Саввы, то он вкусив её вместе со Св. водою, вскоре выздоровел.

Много и иных чудес записано иноками в обители Преподобного Саввы. В 1581 году, когда Стефан Баторий осаждал Псков, один из вражеских отрядов, грабивших в окрестностях города, решил поживиться за счёт Крыпецкого монастыря. В лесу поймали крестьянина, мучили его и спрашивали: кто в монастыре. Крестьянин сказал, что в монастыре нет никого, монахи из него ушли. Однако, приблизившись к обители враги там увидели русский отряд, от которого они в страхе разбежались. Для того чтобы спастись от позора, они потом уверяли, что в монастыре стоит великая рать Московская. Позже стало известно, что во время нашествия на Псков поляков монахи всех монастырей бежали в город, а в Крыпецах остался один только инок Иоанн. Он рассказывал в последствии, что враги несколько раз подступали к монастырю в намерении зажечь его, но были удерживаемы какой - то невидимой силой. Когда Король удостоверился, что в обители никого не было, то он понял, что сам Бог хранит святое место, и не только запретил войскам своим приближаться к обители, но отпустил пленников, которые придя во Псков рассказали о чудесном событии. Таким образом, в 1581 году обитель была сохранена от разорения.


Дальнейшая судьба Крыпецкого монастыря. Имена, связанные с ним.


Преподобный Нил Столобенский

В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преп. Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни на одном из островов озера Селигер. Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV века в Деревской Пятине Жабенского погоста Новгородской земли. Преподобный подвизался в псковском Крыпецком монастыре, где в 1505 году принял постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника. После 10 лет подвижнической жизни в киновии он удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь. Многие жители из окрестных мест стали приходить к Преподобному за наставлениями, но он этим тяготился, считая себя не утвердившимся в добре, а известность свою полагал опасной для души. Святой ушел на озеро Селигер (Ржевский район), на небольшой Столобный остров. Подвижник выкопал в горе пещерку, в которой прожил зиму, а с наступлением весны, построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении Преподобный начал свои труды и подвиги.

Подвиги строгого постничества и безмолвия преподобного Нила Столобенского в течение 26 лет сопровождались еще и другим, особенным подвигом - он никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену кельи. Богоугодная жизнь Преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина Преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз, когда в хижину ворвались грабители, Преподобный сказал им: "Все мое сокровище в углу кельи", где стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. В слезах раскаяния они молили святого о прощении. Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным Нилом.

В предчувствии кончины святой приготовил себе гроб, и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года. На месте подвигов преподобного Нила Столобенского в 1594 году основан был Богоявленский Нило-Столобенский монастырь, известный как Нилова пустынь. Прославление святых мощей преподобного Нила Столобенского, ныне почивающих в Знаменском храме города Осташкова, совершилось в 1667 году, поэтому у этого святого два праздника в день преставления – 20 декабря, и 9 июня - прославление мощей. Святой Ефрем Сирин говорит о столпничестве: "Одни смирили себя вретищем и железом; другие в затворе и посте поработали Господу; иные на столпах неукоризненно совершили подвиг". Русского святого столпника Нила Столобенского, постриженика Крыпецкого монастыря, 20 декабря вспоминают православные.

Особый вид монашеской аскезы – столпничество - многолетнее стояние на "столпе", который представлял собой расположенную на возвышении крайне тесную келью, где было невозможно сидеть или лежать. И поколения в древности, и современные люди высказывают свое удивление такому исключительному подвигу человеческого терпения и религиозного самопожертвования, явленному миру столпниками (стилитами). Столпничество, как и молчальничество, начиналось в среде сирийских отшельников. Это было стремление восточного (сирийского) монашества к новым и более трудным подвигам отшельнической жизни. Сначала в Сирии в IV веке, потом и Месопотамии монахами создавались киновии столпников, молчальников, "неусыпающих".

Происхождение столпничества связывается с именем преподобного Симеона Столпника, который взошел на всю жизнь и никогда не сходил со столпа. Преподобный столпник прожил 56 лет, из них более сорока - на столпе. В 423 году он поставил столп, твердо укрепленный в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сидения. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает блаженный Феодорит, некто захотел сосчитать, сколько поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомясь, не продолжал счета, а Симеон продолжал класть поклоны.

Впоследствии столпничество, как вид монашеской аскезы, стало достаточно распространенным. Крестоносцы, разграбившие Константинополь в 1204 году, оставили воспоминание об удививших их башнях, которые стояли в разных местах Византийской столицы, на вершинах которых в маленьких помещениях пребывали монахи, никогда не спускавшиеся вниз. Подвигу Симеона подражали в V веке преподобный Даниил Столпник, в VI веке преподобные Иоанн и Симеон Дивногорцы, в VII веке - Алипий, простоявший на столпе 66 лет, в VIII веке - Феодосий Эдесский, в Х веке - преподобный Лука Столпник новый, 45 лет пребывший на столпе. Среди русских святых известны несколько подвижников, прославившихся этим же подвигом. В XII веке на столпе стоял преподобный Никита Переяславский, в XV веке - преподобные Савва Вишерский, Нил Столобенский и другие.

Связь Крыпецкого монастыря с Москвой при Борисе Годунове приняла обратный характер: на погибель Москве. Демократический Псков в смутное время стоял за самозванцев, даже выдвинул своего. Существует легенда, что Григорий Отрепьев бежал в Литву через Крыпецкий монастырь; что в монастыре он переночевал. Здесь у Григория были знакомые и он передал своё имя монаху Леониду, с которым поспешил дальше. Быть может эту историю слышал в Пскове Пушкин: ведь "Борис Годунов" написан им на Псковщине.


Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин


В 17 веке при царе Алексее Михайловиче в этом монастыре пребывал "во иночестве" Афанасий Лаврентьевич Ордин - Нащокин - крупный сановник, начальник Посольского приказа, любимец царя. Он был образован, великолепно владел ин. языками, знал математику. Он становится министром иностранных дел, организовал на Чёрном море и на Каспии флот. В 1672 году удаляется от гос. дел и становится монахом Антонием. Значительное строительство в монастыре в то время было связано с ним. При нём разобрали старую звонницу, и над трапезной церковью построили столп колокольни по московскому образцу.
В начале 19 века эта колокольня была перестроена уже на Петербургский манер: добавлен верхний ярус, а на нем водружен "кумпол со шпилем, а не ём хрёст". Эта колокольня, уже обветшав, дожила до наших дней.

Предполагается, что на территории монастыря находится погребение Афанасия Ордина - Нащокина, фигуры мощной и еще мало обозначенной среди великих исторических лиц России. Ордин - Нащокин, сын небогатых псковских помещиков, знаток математики и западных традиций, большой дипломат, которому Россия обязана заключению Андруссовского мира и получению левобережной Украины. Он же участвовал в урегулировании конфликта между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном. Будучи псковским воеводой (1665 - 1666), он ввел местное самоуправление и выборное начало, беспошлинную торговлю с иностранцами. Ордин - Нащокин организовал международную почту, установил заграничный денежный курс на Россию, в своем государственном плане будущего развития России он тщательно продумал систему реформирования. Последнее десятилетие своей жизни Ордин-Нащокин проведет в Крыпецкой обители, вдали от мира, приняв постриг и новое имя - Антоний.


Евгений Болховитинов


В нач. 18 века монастырь восстанавливали после длительного запустения, в 1782 году он сильно горел "от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу".
В нач. 19 века в монастыре живал митрополит Евгений Болховитинов - просвещённый человек, друг Державина. Евгений Болховитинов много писал, собирал историю Псковских монастырей, написал "Историю княжества Псковского". С 1816 по 1822 год Е. Болховитинов возглавлял Псковскую епархию и жил в Снетогорском монастыре. Он ценил особую красоту Крыпецкого монастыря. Для него трапезную палату превратили в настоятельские покои, сняв с неё своды и расширив окна. Колокольню ещё раз перестроили, но теперь на Санкт-Петербургский манер.


Монах Корнилий Крыпецкий.


В Крыпецах в разные времена жило много замечательных людей. В к. 19 - н. 20 века в Крыпецком монастыре жил монах Корнилий (ум. в 1903 г.), имя которого стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием - пророчеством о своём погребении "головой на север". Слова Корнилия - "и будет это на бедствие России" - вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. головой на восток. Монах Корнилий - уроженец д. Великое Село, расположенной в 7 км от Пскова. О детстве монаха Корнилия сохранилось очень мало сведений. Мальчик Лука (мирское имя Корнилия) был с детства странным ребенком: любую чужую вину старался взять на себя. Сколько его ни наказывали, так и не смогли отучить от этой лжи, с этой странной особенностью характера Луки было связано еще одно удивительное свойство. Полуслепой с самого рождения, он обладал удивительным даром прозорливости, пророчества: что-нибудь говорил или делал как бы наобум, а потом это сбывалось. Родители обнаружили этот дар, когда мальчику еще не исполнилось и трех лет. А будучи десятилетним мальчиком, видел то, что происходило в ближайшей деревне, знал то, что произойдёт в ближайшие дни. Где и когда пострижен в монашество - неизвестно. Вероятно, что в ранней молодости ушёл в Крыпецкой монастырь на послушание и там же был причислен к иноческому лику. Среди прочих послушаний он должен был собирать пожертвования. И в этом искусстве подчас использовал свой дар ясновидения. Бывало придет к каким-нибудь незнакомым людям и начинает в молитве поминать их умерших родственников. Конечно, ему хорошо подавали. Иногда он брал человека за руку и начинал ему предсказывать будущее. А своим говорил: «За руку беру для отвода, я ведь и так знаю». Была в нём великая любовь к людям. Любимым изречением старца было: "Другому пожелаешь - себе получишь!". Чем больше человек будет прилагать усилий, чтобы разрушить другого человека, тем больше он будет разрушать себя сам. Старайтесь как можно больше сделать добра для другого человека, ибо делая добро другому, предвосхищаешь делание добра себе. Многим людям Корнилий предсказал будущее, а так же и другие грядущие события. В 1900 году, за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий ни с того ни с сего вдруг сказал: «Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина». Об этом, конечно, вспомнили в 1917 году. Как и о Коринилиевом пророчестве, касавшемся его собственного неправильного погребения, а также – последствий, связанных с этим. Корнилий предсказал день и час своей смерти и что тело его не опустят в землю в день отпевания, когда же опустят, положат головой на север, а не на восток, как следует по православному чину. Так и случилось. Гроб после отпевания был поставлен в склеп под кладбищенской часовней. Потому что настоятель монастыря был в отъезде. А потом, почему-то так и не дождавшись настоятеля, Корнилия похоронили. Причем не монахи, а монастырские работники. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении
"Похоронят меня, - говорил, - вся Россия заплачет." И действительно, через год началась русско - японская война. Стала "плакать Россия". Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. "Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России. Корнилий умер в декабре 1903 года. Вскоре началась Русско-японская война, и его почитатели решили, что это и есть предсказанные бедствия. Это, однако, было только начало. В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов. Попытки переложить тело Корнилия делались не раз. В 1913 году, спустя 10 лет после смерти Корнилия, нашлись люди хотевшие исполнить последнюю волю покойного: передать его тело правильному погребению. Но это дело не вызвало интереса, т. к. люди от которых зависело решение этого вопроса усомнились в достоверности этого пророчества. 
В 1917 - 1918 годах Крыпецкий монастырь переживал тяжёлые дни, красный отряд разорил его, увел скот, были увезены все запасы продуктов. Игумен и часть монашествующих были арестованы. В эти смутные дни вспомнили иноки Крыпецкого монастыря о пророчестве Корнилия. Игумен Нафанаил созвал братию на совет. На совете решили исполнить волю почившего Корнилия. Могила старца была отрыта, была отслужена панихида. Гроб, действительно, был опущен неправильно. При вскрытии могилы Корнилия присутствовала женщина, хорошо его знавшая и семью которой он часто навещал. Его переложили, не открывая. Было уже поздно, совершенно темно. Тут женщина вспомнила, что сделали что-то не так. К тому же нагрянули красногвардейцы. Начались допросы.
И так, первая попытка выполнить завещание Корнилия потерпела неудачу. В 1943 - 1944 годах вновь поднимался вопрос о перекладывании останков Корнилия, но осуществить это намерение не позволили обстоятельства военного времени. 
Совсем недавно, в 1997 году могила была вскрыта, останки Корнилия были перезахоронены.
Исполнилось еще одно пророчество: «Выроют меня, в раку положат». Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным. Нетленные мощи святого были обретены 22 июля 1997 года игуменом Дамаскиным с братиею. В момент обретения, как пишет отец Дамаскин, пролился дождь, которого не было два месяца, появились двойные радуги на востоке, началось удивительное благоухание. Ныне мощи Корнилия Крыпецкого покоятся в нижней церкви храма апостола Иоанна Богослова. Канонизировали преподобного Корнилия, как местночтимого святого, 10 января 2000 года, а первая Литургия архиерейским служением в восстановленном храме апостола Иоанна Богослова была совершена в день памяти Корнилия Крыпецкого 10
января 2004 года.

Первоначально каменный собор, как и первая, имел те же два придела, но в конце XVIII века в подклете, где была часовня над гробницей преподобного Саввы, был устроен придел в честь основателя обители. При Владыке Евгении (Болховитинове) рядом с приделом святого Саввы в подклете была устроена церковь в честь пяточисленных мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Собор был построен в 1557 году. К этому же времени относится строительство колокольни (трапезной). На втором ярусе колокольни находилась теплая церковь Успения Божией Матери, в которой с 1872 года читалась Неусыпаемая Псалтирь. На третьем ярусе колокольни раньше была церковь настоятеля в честь Иоанна Лествичника. Колокольня дважды надстраивалась в XVII и XIX вв. Изначала колокольни вовсе не было, а была пятипролетная звонница между собором и трапезной наподобие Псково-Печерской. После уничтожения звонницы на ее месте устроили галерею, которая не сохранилась. До середины XIX века. ограда монастыря была деревянная с шестью башнями. В 1861 году была выстроена кирпичная ограда с тремя башнями, от которой остались следы только фундамента. За стенами обители был устроен хозяйственный двор, сад, огороды, колодец преподобного Саввы и при монастыре было четыре часовни: одна каменная и три деревянных.


Современный облик монастыря.


В 1990 г. Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь передан Церкви. С 1992 г. возрождал монастырь игумен Дамаскин (Сахнюк). Ощутимое возрождение обители началось только в 1995 г. - год 500-летнего юбилея со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого. С этого времени в монастыре снова затеплились молитва и духовная жизнь ее обитателей. Был поднят из руин главный храм обители, освященный во имя святого евангелиста Иоанна Богослова с нижними придельными храмами во имя Саввы Сербского и Саввы Крыпецкого, мучеников Авксентия, Евстратия, Ореста, Евгения и Мардария. Восстановили колокольню, были подняты колокола, отстроили храмы преподобного Иоанна Лествичника и Успения Пресвятой Богородицы, которые когда-то были в обители. 12 ноября 2007 г. в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре Владыка Евсевий освятил кресты, девять колоколов для монастырских храмов обители. В советские годы монастырь был закрыт властью и разрушался, здесь были руины, заросли, болото, сохранился лишь полуразрушенный, без куполов, Иоанно-Богословский собор, руины колокольни, где раньше было два престола - храм с трапезной Успения Пресвятой Богородицы, и в самой колокольне храм во имя преподобного Иоанна Лествичника. Преподобные Савва и Корнилий призывали сюда народ, который чтил их память и приходил в пустынную обитель по тропинкам в болотах.

Обители много помогают и явные, и тайные благодетели, имен которых в монастыре не знают. Техника для поднятия купола, крестов и колоколов идёт в Крипецы из Петербурга, где также живут жертвователи. Монастырские колокола - дар благотворителя Александра Невского из города Ставрополь на Волге. В Крыпецком монастыре самый большой колокол Епархии - весом более четырех тонн. В настоящее время в монастыре братии, послушников и добровольных помощников около 60 человек. Фотографии Крыпецкого монастыря.

Наместник монастыря архимандрит Дамаскин (Сахнюк) сам жил в первое время в руинах колокольни возрождающейся обители, потом к нему стали приходить желающие подвизаться на этом месте, началась молитва, начался труд по восстановлению святой обители. В эту безлюдную пустыню теперь съезжаются многие паломники, ища покоя, мира и радости. С 1992 года отец Дамаскин возрождал Крыпецкий монастырь. В 2005 году он был возведён по Указу Святейшего Патриарха  в чин архимандрита за усердную молитву и возрождение Крыпецкого монастыря, и награжден Владыкой Евсевием наперсным крестом с украшениями. Архимандрит Дамаскин (Иван Евгеньевич Сахнюк) родился в 1947 году 10 сентября на преподобного Савву Крыпецкого в Хмельницкой области, селе Верхний Праотин. Родители назвали чадо Иоанном в честь св. Иоанна Крестителя. Окончив  школу, служил в Советской Армии в Сибири, работал на стройке, с 1971 года его приняли в Псково-Печерский монастырь послушником, где пять лет отец Дамаскин выполнял послушание келейника у наместника монастыря архимандрита Алипия (Воронова). В 1973 году принял постриг с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Перед тем, как стать игуменом Крыпецкого монастыря, отец Дамаскин служил на приходах Псковской епархии. Божьим Промыслом игумен Дамаскин с братией обрёл святые мощи преподобного Корнилия Крыпецкого. Ныне святые мощи Крыпецких преподобных, Саввы и Корнилия, покоятся в восстановленном Иоанно-Богословском храме. В 2007 году Указом Святейшего Патриарха Алексия II архимандрит Дамаскин был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

29 ноября 2007 г. скончался наместник монастыря архимандрит Дамаскин (Сахнюк) в результате автокатастрофы в нескольких километрах от Свято-Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря (Псковский район). Ему было 60 лет. Погребен архимандрит Дамаскин в возрожденном им Крыпецком монастыре. Место упокоения архимандрита Дамаскина у алтаря возрожденного им храма. Сейчас наместником монастыря является иеромонах Савва (Комаров).

Крупные загородные монастыри в эпоху объединения держали руку Москвы, и новые черты в каменном зодчестве Пскова впервые проявились именно в них. Ставленник Москвы князь Ярослав Васильевич Стрига - Оболенский приказал замостить деревом самый трудный участок дороги к монастырю, начинавшийся от стоявших в лесу Святых ворот. 
Километра за три от монастыря, некогда стояли "Святые ворота".
Справа от дороги, примерно в километре от монастыря, в лесу лежат озёра, окружённые мхами. Озёра соединились между собой протоками, по которым монахи проходили на лодках. Охотники говорят, что глубина воды в нём невелика - всего в метр, но дна нет: под водой начинается бездонная топь.
Озеро лежит с южной стороны монастыря. По традиции оно именуется Святым, но старинная опись называет его ещё и "Капонец", следовательно, это пруд, специально вырытый перед монастырём на ручье, текущем из Большого озера. 
Из близлежащего большого озера к монастырю был проведён канал в выкопанный пруд, но т.к. в окрестностях монастыря болота, тонкие зыби, мхи и гниющая вода, то с 1818 по 1821 год были прокопаны каналы и проведены в главный канал, далее к реке Торошинка.
Слева тропинка огибает озеро. Здесь из него вытекает ручей. Вода золотистая, словно вобрала в себя солнечный свет. Через этот ручей лежат мостки. Перейдя через ручей, тропинка чуть подымается в горку. Здесь были монастырские ворота.
Псковский Наместник, князь Ярослав Васильевич Оболенский имел великую веру к преподобному Савве, подавал много милостыни обители и еженедельно приезжал туда к всенощному бдению. Однажды он вздумал отправиться туда со своей супругой, которая была больна и хотела просить Преподобного об исцелении. У княгини заболели глаза, и князь с нею и со свитой двинулся в леса к почитаемому старцу, который занимался врачеванием.
Но прозорливый старец выслал ему навстречу ученика своего с такими словами: "грешный старец Савва говорит тебе, князь: не входи с княгинею в монастырь, ибо по преданию Св. Отцов не дозволено женщинам входить в обители иноческие, если же не послушаешь меня, то супруга твоя не получит исцеления". 
Князь смиренно повиновался, взошёл один в монастырь и просил прощения в нарушении заповеди, которой не знал, а старец вышел к княгине за ворота обители, там отслужил для неё молебен с водосвятием, и окроплением Св. воды исцелил княгиню от болезни. Благодарный князь в память об этом исцелении, устроил, через непроходимые болота мост к обители Св. Саввы в 1 400 сажен длиною (около 3 километров).

Сейчас Вы можете увидеть из тёсанной плиты, двухэтажный собор Св. Иоанна Евангелиста. Собор Евангелиста Иоанна Богослова (1547), построен игуменом Феоктистом а наверху - придел во имя Св. Саввы Архиепископа Сербского. Внизу при гробнице Преподобного Саввы Крыпецкого - храм в его имя, устроенный в 1788 году. Рядом придел 5-ти Мучеников: Евгения и его дружины (нижний придел Иоанно-Богословского храма обители, посвященного пяточисленным мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту). Здесь же была и библиотека, а наверху - ризница. Придел, библиотека были устроены усердием Евгения Болховитинова в 1820 году.
Монастырский двор был вымощен каменными плитами. Сохранились такие участки до сих пор. Справа деревянный дом жёлтого цвета - выстроен для гостей.
Над главной святыней обители - мощами Преподобного Саввы - в 1855 г. была устроена серебряная рака (весом 133 фута).
В непрерывной связи с колокольнею были построены двухэтажные каменные кельи, готической архитектуры. Наверху были настоятельские покои и трапезная. Прямо из трапезной имелся вход в колокольню, в Успенскую церковь.
В 1804 и 1805 годах, при игумене Иосифе был построен деревянный корпус братских келий. (Иосиф был игуменом здесь с 1804 по 1805 год, до этого он был учителем Богословского класса и префектом во Псковской Семинарии, а от сюда переместился в Великолукский Троице - Сергиев монастырь и там скончался).
Деревянная ограда вокруг всего монастыря, с шестью высокими башнями и шпилями была построена в 1817 году, при игумене Серафиме. Она не сохранилась.
Скотный двор и другие хоз. Постройки находились вне монастыря. Все они вновь перестроены с 1819 года, при игумене Серафиме. (Игумен Серафим был здесь настоятелем с 1817, он из Якобштадтского упразднённого монастыря). Вне ограды монастыря находилось и кладбище, дом для богомольцев, колодец, сад и огород. Монастырь был закрыт в 1918 году, а собор - в 1923 году. В 1990 году монастырь передан государством церкви.\


Церковь Св. Иоанна Евангелиста в Крыпецком монастыре


Раньше на его месте стоял двухпрестольный деревянный храм, построенный Саввой.
По прошествии 60 лет после представления, игумен Феоктист задумал построить вместо деревянной каменную церковь Св. Иоанна Евангелиста с приделом Св. Саввы Сербского, на месте могилы Преподобного. Когда начали копать, много нашли костей человеческих, но не могли найти гроба Преподобного Саввы. Наконец, по одному сонному видению благоговейного старца Исаия, стали копать на указанном им месте и нашли большой дубовый гроб, уже сгнивший, кроме одной нижней доски, на которой лежали св. мощи в совершенном нетлении, источая чудное благоухание. Иноки переложили их в новую раку и поставили в новом каменном храме за правым клиросом. Обретение мощей было 23 апреля 1547 года.
Собор Иоанна Богослова стоит на высоком подклете, который образует уступ и имеет вид двух кубов, из которых меньший поставлен на больший. Верх собора срезан под четырёхскатную кровлю. Вверху плоских лопаток сохранились основания закомар: каждое полукружие было перекрыто двускатной кровлей в виде большого зубца, и поэтому каждая сторона собора завершалась тремя щипцами.
Главный купол имеет оригинальную форму, лежит на толстом приземистом основании украшенном орнаментом и имеющем 6 окон. По ярко синему фону купола были разбросаны большие золотые звёзды. Сегодня главка храма отреставрирована, она серебристого цвета.

Восстановленный Крыпецкий монастырь станет памятником культуры XXI века.

В XIX веке к Крыпецкому монастырю была приписана церковь святителя Василия Великого на Горке, в Пскове, - один из красивейших псковских храмов. Построена в 1413 году. До революции ежегодно из обители шел крестный ход к подворью.

Справедливо Псковскую землю называют «Палестиной» за великое множество светильников веры, освящающих светом истины нашу землю: Савва и Корнилий Крыпецкие, Марк, Иона, матерь Васса, Корнилий, Симеон – преподобные Псково-Печерские, Онуфрий Мальской, Ефросин, Серапион, Гавриил Елеазаровские, Илларион Псковоезерский, Досифей Верхнеостровский, Мартирий Зеленецкий, блаженный Николай Псковский, внучка А. Невского - Марфа, и др.

26 декабря 2009 у монастырской стены была освящена и поднят креста на часовню в честь Андрея Первозванного.

Крыпецкая обитель приглашает паломников и всех желающих посетить древнюю святыню, поклониться и помолиться у мощей преподобных Саввы и Корнилия Крыпецких чудотворцев, окунуться в Святом Источнике преподобного Саввы Крыпецкого (XV в.).
Псковский район, Торошинская волость, д. Крипецкое-1.

Мобильные телефоны:
Братский корпус - 8-911-351-55-11, факс - 8-911-351-39-93, наместник (иеромонах Савва - Комаров Павел Владимирович) - 8-911-892-74-40, благочинный - 8-911-361-10-90.
Банковские реквизиты Крыпецкого монастыря: ИНН 6018008227 КПП 601801001 Р/с 40703810951010100093 в Псковском ОСБ 8630 г. Псков к/с 30101810300000000602 БИК 045805602. Почтовый адрес:180006, Россия, Псков, ул. Л. Поземского, д. 62, а/я 179. >>>

Поделиться


Псковские святыниОбзорная экскурсия по Пскову. Экскурсия в Мирожский монастырь


Гостиницы, монастыри и музеи города Пскова. О Пскове. Снетогорский монастырь, Елизаровский, Никандрова пустынь, Псково-Печерский монастырь.

Гостиницы, монастыри и музеи города Пскова. Церковь Успения с Полонища, Церковь Михаила Архангела в Городце, Церковь Рождества и Покрова Богородицы в Углу или от Пролома, Храмы Мирожского монастыря во Пскове, Собор Иоанна Предтечи - архитектура и фотографии Храма. Ивановский собор - история. 
Гостиницы, монастыри и музеи города Пскова. Фотографии Псковских церквей.

Сайт Крыпецкого Иоанно - Богословского мужского монастыря на Псковщине: http://krypetsy.ru/
До монастыря можно добраться несколькими путями:

1. Приехать в Псков на подворье, расположенное по улице М. Горького 5-а. Далее на ближайшей монастырской машине до обители.

2. На собственном автотранспорте по стрелкам, указанным на схеме.

3. От Псковского Кремля на автобусе №114 до дер. Тупицы, далее попутками или пешком 14 км.

4. От Псковского Кремля на автобусе №7 до дер. Ваулино, далее попутками или пешком 21 км.

5. От Псковского автовокзала на автобусе №101 до дер. Крипецкое, далее 7 км. по бездорожью.

Дорога из Пскова до Ваулино - асфальтирована, 6 км, далее около 2 км по рыхлой гравийке (самый тяжелый участок), потом снова асфальт, но всего 1 км, последние 15 км от деревни Тупицы по лесной ровной гравийной дороге.

1 || 2


Святые источники на Фото, телефоны гостиниц пскова Гостиницы города Пскова с телефонами, адресами и ценами



Hosted by uCoz